Что такое сервитут: особенности заключения договора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое сервитут: особенности заключения договора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В российском законодательстве есть понятие – публичный сервитут. Это сервитут, который устанавливается для целей нужд населения или административных органов в особом порядке. Объект земельных сервитутов — это участок земли, который находится в государственной (муниципальной) или частной собственности. Приведем пример установления публичного сервитута. Для того чтобы протянуть линии электропередач, необходимо разместить оборудование в определенных местах, осуществить проход рабочих и подъезд техники, а без вторжения на частную собственность этого сделать невозможно – тогда устанавливается сервитут. Или другой пример. Ваш земельный участок препятствует свободному доступу к реке или озеру. Как известно, водные объекты предназначены для общего пользования, и органы местной власти вправе установить публичный сервитут на земельный участок для обеспечения прохода к водоему.

Как оспорить наложение сервитута

Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.

Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.

Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.

Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.

Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.

Могут ли публичный сервитут установить без согласия собственника?

В гражданском кодексе четко написано, что право собственности нам дается для того, чтобы мы могли свободно распоряжаться своей вещью. Что касается земельного участка – то у него есть целевое назначение и виды разрешенного использования (земли сельхоз назначения, земли населенных пунктов, земли запаса и т.д. подробнее здесь). Каждый собственник вправе распоряжаться участком, но с учетом интересов других лиц. Чтобы установить публичный сервитут органы власти обязательно уведомляют об этом собственника участка. Если собственник не согласен – тогда сервитут в отношении земельного участка может быть установлен через судебные инстанции. Суд принимает решение в чью-либо пользу исходя из обоснованности сервитута и из того, насколько сервитут ограничивает право собственника пользоваться своим участком. Но, как правило, при установлении публичного сервитута до суда дело не доходит, все вопросы решаются в административном порядке. А вот при необходимости установки частного сервитута в отношении земельного участка, судебные споры возникают часто.

Стоимость обременения на земельный участок в публичной форме

На основании того, что сервитут этой формы является отчуждением на участок земли, у владельца есть право установки стоимости за такую процедуру. Основанием служат предположительные финансовые потери или введение обременения.

Этот пункт юристы рекомендуют прописать в соглашении и тщательно рассмотреть, т. к. на первый взгляд, может казаться, что убытки не возникнут. На практике часто ситуация иная. Ввиду этого, владелец надела может оформить договор и включить в цену охранные мероприятия, поддержку земли в соответствующем виде. Это актуально, если обременение расположено в городской черте, и цель его отчуждения – возведение автомобильной дороги для проезда общественного транспорта.

В том случае, если после утверждения ограничения выявлено, что указанная стоимость не соответствует реальным затратам, допускается ссылка на Земельный кодекс России. Положения позволяют вносить изменения в соглашения и оформлять дополнения.

Основания возникновения сервитута

Говоря об основаниях установления обременения, следует исходить из двух правовых факторов, которые выступают и рассматриваются в качестве юридического прецедента для установления сервитута, оформленного добровольно:

  • свободное волеизъявление сторон;
  • условия, которыми владеет одна сторона и в которых нуждается вторая.
Читайте также:  Обзор ключевых изменений по зарплатным налогам и взносам в 2024 году

Кроме этого требуется официальное гражданско-правовое действие, создающее юридическую основу для правомерного обременения.

Сервитут устанавливается на основании утверждения добровольных договорённостей сторон в административном порядке. В противном случае лицо, претендующее на его возникновение, может ходатайствовать о разрешении обременения в судебном порядке. Такое допустимо:

  1. Когда собственник надела отказывается от его обременения по согласию сторон.
  2. Когда администрация отказывается от оформления составленного сторонами соглашения.

На основании полученного в администрации документа, разрешающего оформление ограничения в пользовании ЗУ со стороны собственника, или на основании решения суда, устанавливается частный сервитут. Его возникновение следует внести в кадастровые учётные сведения путём регистрации. После чего допускается взаимодействие участников на одном земельном участке.

Суд вынес решение о заключении соглашения о сервитуте

Порядок заключения соглашения о сервитуте предусмотрен в законодательстве и включает несколько этапов. В случае если стороны не могут достичь согласия по условиям сервитута добровольно, судебная практика предполагает возможность обращения к суду.

Когда землевладелец обратился с иском о заключении соглашения о сервитуте, суд обязал стороны предоставить все необходимые документы для рассмотрения дела. Для этого землевладелец должен предоставить доверенность на его представителя, который будет действовать от его имени.

После получения необходимых документов суд проводит слушание дела и принимает решение. Если суд решает заключить соглашение о сервитуте, то он указывает в своем решении условия сервитута и обязывает стороны его исполнить.

Важно отметить, что регистрация судебного решения о заключении соглашения о сервитуте обязательна для его исполнения. Оформление документов и регистрация задача землевладельца и позволяет закрепить права на сервитут на всех причастных к участку лиц.

Таким образом, в случае необходимости заключения соглашения о сервитуте, когда стороны не могут достичь договоренности добровольно, они могут обратиться в суд. Суд выносит решение, обязывающее стороны заключить соглашение и указывающее его условия. После этого необходима регистрация судебного решения о заключении соглашения о сервитуте для его правового закрепления.

Зачем нужен земельный сервитут?

Потребность в сервитуте возникает у собственников соседних территорий, но не ради расширения своих площадей, а для возможности пользоваться своими участками за счет земель соседа.

Установление сервитутов на земельные участки может потребоваться по разным причинам.

  • Пример 1: на участке земли, принадлежащей частному лицу, расположен природный источник воды, который не может принадлежать ему на праве собственности, и собственники соседних земель могут попросить или потребовать права прохода к этому источнику и забора из него воды.
  • Пример 2: ведутся строительные работы на выделенном участке земли, однако водопровод к строящемуся дому можно провести лишь через соседний участок, законным правообладателем которого выступает гражданин. Для монтажа требуемых коммуникативных систем на этот участок земли устанавливают обременение в виде сервитута, и компания, осуществляющая строительство, может законно использовать конкретную часть участка для оговорённых целей.

Сервитуты в отношении земельного участка это последний вариант решения земельной проблемы, когда все иные возможности исчерпаны. Для каких-то несущественных целей сервитут требовать нельзя, например, к участку есть дорога, но она не такая короткая. В этой связи получение доступа на чужой участок, чтобы ехать напрямки, сократив пару сотен метров, не допустимо.

По своей сути сервитут это та же аренда, только её заключение является вынужденной мерой для обеих сторон. Тоесть собственник земли наряду с получателем сервитута может продолжать пользоваться обремененной частью участка.

Земельные сервитуты могут налагаться:

  • и по соглашению лиц, желающих использовать землю, с собственником земли;
  • и в принудительном судебном порядке, без получения его согласия.

С правовой точки зрения обременения на земельный надел бывают в виде:

  1. Частного сервитута, который применяется в результате достигнутого и зарегистрированного соглашения в интересах определённых лиц или организаций. Чаще всего носит платный характер, который возникает из-за требования владельца обременённого участка от граждан и юридических лиц денежной компенсации за причиняемые ими неудобства. Исключениями здесь служат случаи, когда используется федеральное законодательство, требующее применения безвозмездного обременения, или когда владелец обременённого надела добровольно отказывается от платы.
  2. Публичного сервитута, устанавливаемого на основании нормативного документа органа государственной власти или муниципального образования. Его установлению подлежат территории земли, по которым проводятся коммуникации общественного пользования. В данном случае владелец земли на денежную компенсацию в связи с наложением обременения претендовать не может.

Также сервитуты на землю классифицируются по временным факторам использования наделов. При этом они подразделяются на:

  1. Срочные, определяющие конкретный срок своего действия или обозначающие событие, с наступлением которого сервитут снимается. Обычно подобное обременение накладывается при прокладке коммуникаций и т. п. работ, по завершению которых действие прекращается.
  2. Постоянные, позволяющие использовать землю без ограничений во времени. Чаще всего они используются при нахождении земельных участков на территориях государственных природных объектов.
  3. Постоянно-временные, когда необходимость использования земли возникает эпизодически на протяжении бессрочного периода. Это связано обычно с ситуациями, зависящими от времени года, например, в весеннюю распутицу.
Читайте также:  Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»

Любое пользование чужой собственностью должно быть оформлено в соответствии с законодательством. Поэтому процедура оформление сервитута регламентирована. Происходит это так:

  • стороны должны прийти к соглашению о необходимости сервитута;
  • составляют соответствующий договор, в котором нужно указать границы, на которые будет распространяться действии сервитута, условия платности или бесплатности, сроки использования чужой собственности, другие условия;
  • после того как будет достигнута договорённость, договор нужно зарегистрировать в Росреестре;
  • после того, как Росреестр зарегистрирует обременение, обеим сторонам будет выдана выписка из ЕГРН. Только после этого можно пользоваться землёй на законных основаниях.

Так как предметом соглашения выступает земля, которая относится к объектам недвижимости, то сделка подлежит обязательной регистрации в Росреестре. Но есть и исключения:

  • часть земли, находящаяся являющая сервитутом, переходит к другому человеку в порядке наследования. Обременение от земли неотделимы, поэтому отдельно регистрировать его не нужно, только наследство;
  • необходимость в регистрации отпала до того, как стороны пришли к соглашению.

Порядок установления сервитута на земельный участок

Порядок установления сервитута на землю зависит от вида ограничения. В случае публичной оферты порядок действий будет таким:

Собрать документы Свидетельствующие о надобности проведения определенных действий на чужой территории
Подать заявление в госорганы Если оные являются собственником
В течение тридцати дней получить решение Назначающее общественные слушания с обязательным присутствием заинтересованных лиц
Дождаться принятия постановления о правомочности сервитута И при утвердительном решении получить акт, дозволяющий ограниченное использование конкретного участка

Правовое понятие сервитута закреплено в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и подразумевает установление ограниченного права пользования соседним земельным наделом. Эта процедура может существенно ограничить законное право владельца чужого земельного надела, поэтому произвольное введение сервитута не допускается. Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:

  • необходимость закрепления права граждан или уполномоченных ведомств на беспрепятственный доступ через смежный земельный надел – по условиям сервитута будет определено право прохода или проезда, в том числе через строго ограниченную зону участка;
  • необходимость государственных или муниципальных работ для возведения, реконструкции или использования линейных объектов – в данном случае введение режима сервитута не может нарушать право на использование участка по разрешенному пользованию;
  • необходимость проложить систему ресурсоснабжения к соседнему участку;
  • введение ограничений для пользования участком в интересах неограниченно круга лиц;
  • иные ситуации, когда законное право пользования может быть ограничено в пользу иных лиц.

Как правило, перечисленные ограничения устанавливаются в форме частного сервитута, условия которого определяются по соглашению сторон или на основании судебного акта. Если условия ограничений регламентируются законодательными актами, вводится публичный земельный сервитут. Рассмотрим правовые основания для введения режима частного или публично сервитута.

Как установить публичный сервитут

Введение публичного сервитута не требует обращения в суд или оформления соглашения между определенными лицами. Для этого властными органами РФ, региона или муниципального образования принимается нормативный акт, в котором будет зафиксированы все существенные условия сервитута. Для принятия указанных актов нужно обязательно провести общественные слушания с участием местного населения.

Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:

  • обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
  • использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
  • использование чужого участка для прогона скота;
  • для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
  • иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.

Поскольку введение сервитута публичного характера существенно ограничивает законные интересы правообладателя, должны досконально соблюдаться все требования законодательных актов. При выявлении нарушений владелец участка может обжаловать нормативный акт властных органов в судебном порядке.

Также закон предусматривает обязательную регистрацию любых видов сервитутов, для этого необходимо обратиться в службу Росреестра. Сведения о сервитуте, а также его сроках, будут доступны для ознакомления путем получения выписки из госреестра ЕГРН.

Читайте также:  Выплаты на 4 ребенка от государства – кому положены и какая сумма выплат

По характеру владения

Согласно тексту ст. 23 Земельного Кодекса, в этой категории различают 2 категории – публичные и частные.

Если разрешение оформляется для общественных целей (всей страны или выделенных регионов/поселений и т.д.), то речь идет о публичном сервитуте.

Данная категория подразделяется на 3 подвида:

Законодательная база по месту обращения определяет основания для выдачи публичного сервитута (напр., распоряжение городской администрации).

Наличие документа требуется для:

  • определения места под сенокос;
  • возможности использования прибрежной зоны местных водоемов;
  • археологических и других видов работ, которые требуют исследования земель;
  • реализации дорожных работ, чтобы сделать тротуар или транспортный проезд;
  • того, чтобы выделить место под пастбища и проход для скота;
  • общественного досуга (напр., рыбалки);
  • дренажных работ

В перечень включаются и другие обстоятельства, если их цель – улучшить качество жизни местного населения.

Применение частного вида характерно для сделок, когда их участники – рядовые граждане и негосударственные организации.

Сервитут такого рода служит для того, чтобы оборудовать участок:

  • электричеством;
  • системой водоснабжения, трубопроводом;
  • телефонной линией;
  • дорогой для передвижения транспорта или населения, когда обойти участок затруднительно или вовсе не представляется возможным.

Поводом для установления могут быть и другие обстоятельства, при наступлении которых не обойтись без сервитута.

Кому необходима государственная регистрация сервитута?

Государственная регистрация сервитута необходима в том случае, если требуется ограничить или разрешить пользование земельным участком в границах определенного ограниченного доступа, проезда, строительства сетей и другого имущества.

Ограничения в использовании земельного участка могут быть наложены как российским гражданам, так и иностранным гражданам и юридическим лицам.

Если на земельном участке уже установлены иные ограничения в правах на недвижимость, то государственной регистрации сервитута не требуется.

Сервитут может быть установлен на границах муниципальных образований, земельных участков, прилегающих к водным объектам, а также в отношении других объектов недвижимости.

Государственная регистрация сервитута может быть произведена только при наличии соответствующих документов и при уплате государственной пошлины, которая определяется законодательством РФ.

Если собственник земельного участка желает получить право прохода по земельному участку в интересах использования иного имущества, ему необходимо обратиться за государственной регистрацией сервитута.

По межевой документации устанавливаются границы земельного участка, а государственная регистрация сервитута относится к публичным интересам и выполняется на основе кадастрового плана и документов, удостоверяющих права на земельный участок.

Государственная регистрация сервитута необходима, если установленные ограничения в правах на использование земельного участка не могут быть разрешены иному способом.

Если владелец земельного участка желает прекратить действие сервитута, ему необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Лица, от которых исходит инициатива установления сервитута

Заинтересованным лицом в установлении сервитута требующего составления соглашения является собственник земельной территории или объекта, у которого нет другой возможности для решения возникших проблем, кроме как воспользоваться предоставленным ему законом правом по ограниченному использованию чужого участка.

При установлении частного сервитута инициатива заинтересованных лиц подразумевает под собой необходимость заключения соглашения с владельцем соседнего участка, для реализации поставленных перед заинтересованным лицом планов и задач с помощью единственной имеющейся у него возможности.

Сторона инициирующая установление ограниченного права пользования земельным участком, после регистрации подписанного соглашения будет считаться обладателем сервитута с ограниченным правом пользования соседней территорией.

Вторая сторона является собственником обремененного участка, но сохраняя все права на находящийся в ее распоряжении объект, обладает возможностью проявить инициативу к расторжению соглашения и остановить действие сервитута.

Важно! При установлении публичного сервитута заключение договора не требуется, на первый план выходит публичная заинтересованность граждан, в отношении которых сервитут оформляется нормативным актом по результатам вынесенных решений после заседания общественности.

Процедура установления публичного сервитута имеет свои отличительные особенности и порядок оформления.

Отличительные особенности сервитута от договорных отношений между собственниками

Владельцы земельных наделов или недвижимых объектов, которые расположены по соседству имеют право не обременять свои отношения установлением сервитута, и ограничится обязательной договоренностью, что предусматривает те же необходимые для заключения письменного соглашения основания. Но договорные отношения между сторонами не гарантируют их выполнения и в любой момент по ряду возникающих причин могут быть расторгнуты.

Оформление сервитута на земельный участок предоставляет заинтересованному лицу правовые гарантии, связанные с отчуждением территории или объекта, возникновением непредвиденных обстоятельств, устанавливает справедливую в отличии от договорных отношений плату за возможность пользования сервитутом, определяет порядок ее внесения.


Похожие записи:

Добавить комментарий