Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата труда работников бюджетной сферы в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Минфин запланировал индексацию для бюджетников на ближайшие три года, выделив на это 1 трлн рублей. Из-за существовавшей ранее системы оплаты доходы граждан существенно различались в различных регионах, что приводило к трудовой миграции и дефициту кадров в субъектах федерации с более низкими зарплатами.
Какие профессии относятся к бюджетникам
В России к бюджетникам относятся следующие профессии:
- государственные служащие — работники органов государственной власти и местного управления;
- работники дошкольного образования — воспитатели;
- работники образовательных учреждений — учителя и преподаватели;
- медицинские сотрудники — врачи, средний медперсонал, младший медперсонал;
- социальные работники;
- служащие государственных учреждений культуры;
- научные сотрудники;
- работники силовых структур — сотрудники полиции, МЧС, ФСБ и других органов обеспечения безопасности;
- занятые в судебно-правовой сфере — судьи и прокуроры;
- военнослужащие;
- работники Росстата;
- сотрудники Роспотребнадзора.
Пример расчета зарплаты сторожа в бюджетном учреждении
Для наглядности рассмотрим пример расчета зарплаты сторожа в бюджетном учреждении. Предположим, что сторож работает по гибкому графику и за декабрь месяц им отработано 20 суток. Его почасовая ставка составляет 200 рублей.
Расчет зарплаты будет следующим:
- Ставка за одну смену: 8 часов x 200 рублей = 1600 рублей.
- Заработок за все отработанные сутки: 20 суток x 1600 рублей = 32023 рублей.
Таким образом, за декабрь месяц сторож получит заработную плату в размере 32023 рублей.
Статья расходов | Сумма |
---|---|
Основная заработная плата | 32023 рублей |
Доплаты за ночные смены | 5000 рублей |
Доплаты за работу в выходные и праздничные дни | 2023 рублей |
Общая сумма | 39000 рублей |
Итого, учет выполняемых обязанностей позволяет правильно рассчитывать зарплату сторожам в бюджетном учреждении, учитывая их ставки, график работы, а также все предусмотренные доплаты и пособия. Это позволяет обеспечить справедливое вознаграждение работникам и соблюдение трудовых прав и интересов сторожей.
Как оплатить работу сторожа?
Для ответа на вопрос о порядке оплата труда сторожа также обратимся к нормам трудового законодательства. Согласно ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника не может быть меньше МРОТ при условии, что он полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).
Для справки:
С 01.01.2019 федеральный МРОТ составляет 11 280 руб. (Федеральный закон от 25.12.2018 № 481‑ФЗ). В субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться свой МРОТ, превышающий размер федерального МРОТ (не распространяется на работников учреждений, финансируемых из федерального бюджета).
При этом трудовым законодательством допускается установление окладов как составных частей заработной платы работников в размере менее МРОТ, при условии что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не ниже МРОТ. Подтверждение сказанного можно найти в письмах Минтруда:
- от 04.09.2018 № 14‑1/ООГ-7353;
- от 05.06.2018 № 14‑0/10/В-4085;
- от 04.06.2018 № 14‑1/10/В-4036.
В соответствии со ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (отдельным категориям работников устанавливается сокращенная рабочая неделя). Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н. В январе 2019 года норма часов рабочего времени при 40‑часовой рабочей неделе составляет 136 часов. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником.
В рассматриваемом случае работник в январе 2019 года отработал 152 часа, то есть на 16 часов больше установленной нормы
(152 — 136). При этом бухгалтер должен четко понимать, за счет чего у работника образовалась переработка:
- из‑за того, что он отработал сверхурочные часы;
- из‑за того, что он выходил на работу в выходные (праздничные) дни;
- из‑за того, что данное количество часов для него установлено графиком (при суммированном учете рабочего времени).
Для справки:
Оплата сверхурочной работы производится в порядке, установленном ст. 152 ТК РФ, оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни – в соответствии со ст. 153 ТК РФ.
Определение сверхурочной работы содержится в ст. 99 ТК РФ. Это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Таким образом, ответ на вопрос о порядке оплата труда сторожа зависит от того, установлен ли ему суммированный учет рабочего времени, а если да, то от продолжительности учетного периода. Рассмотрим оба варианта.
Суммированный учет рабочего времени не установлен
Учитывая, что сверхурочная работа (работа в выходные и праздники) осуществляется за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, ее оплата не должна включаться в МРОТ (Письмо Минтруда РФ от 04.09.2018 № 14‑1/ООГ-7353). Если работа в выходные и нерабочие праздничные дни осуществлялась в пределах рабочего времени, ее оплата учитывается в составе МРОТ.
Таким образом, в случае если заработная плата работника за январь 2019 года без учета оплаты сверхурочных часов и праздничных дней меньше установленного МРОТ (11 280 руб.), ему должен быть начислен МРОТ и поверх него должна быть произведена оплата сверхурочных часов работы и работы в выходные.
В соответствии со ст. 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) в учреждении в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и др.) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период устанавливается работодателем самостоятельно. Он не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – три месяца.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
На практике по должности сторожа часто устанавливается именно суммированный учет рабочего времени. В этом случае нормальное число рабочих часов за учетный период распределяется по месяцам или неделям на основании графика сменности, который разрабатывается таким образом, чтобы не была допущена переработка. Обратите внимание, в разные недели (месяцы) работник может отработать различное количество часов, главное, чтобы он выполнял норму труда за учетный период. Следует учитывать, что сверхурочные часы в повышенном размере оплачиваются работникам, которым установлен суммированный учет рабочего времени, по итогам расчетного периода. Рассмотрим конкретные примеры.
Пример 1
Сторожу установлен суммированный учет рабочего времени. Учетный период – месяц. В январе он отработал 152 часа. Оклад сторожа – 10 000 руб.
В январе работник отработал сверхурочно 16 часов (152 ‑ 136). Поскольку заработная плата за норму часов ра��очего времени ниже МРОТ, работнику должна быть начислена заработная плата в сумме 11 280 руб. (в размере МРОТ), а сверх нее должна быть произведена доплата за сверхурочную работу (работу в праздники).
Пример 2
Сторожу установлен суммированный учет рабочего времени. Учетный период – квартал. В январе согласно утвержденному графику он отработал 152 часа, в феврале – 148 часов, в марте – 152 часа (итого за расчетный период – 452 часа). Его оклад – 10 000 руб.
Продолжительность рабочего времени при 40‑часовой рабочей неделе в I квартале 2019 года составляет 454 часа:
Месяц |
Количество часов |
---|---|
Январь |
136 |
Февраль |
159 |
Март |
159 |
Итого |
454 |
В рассматриваемом случае за учетный период у работника не было переработки, соответственно, за каждый месяц отчетного периода он должен получить заработную плату в размере 11 280 руб. В случае если работник отработал все часы по графику, при этом они меньше нормы рабочего времени, оплата труда производится в размере, как если бы работник полностью отработал месячную норму труда. То есть тот факт, что в I квартале работник отработал на 2 часа меньше нормы (454 ‑ 452), не влияет на порядок оплаты его труда. Оплачивать в январе часы, отработанные сверхурочно, сверх МРОТ нет оснований.
С 2022 года повышен МРОТ: на что следует обратить внимание?
Предприятие должно обязательно регламентировать условия организации и начисления вознаграждения за труд в неурочное время. Это должно быть осуществлено в таких локальных актах:
- в положении об оплате труда (общем или изданном специально для ночных часов);
- в коллективном договоре (нужен учет мнения профсоюзного органа)
- в трудовом договоре с отдельно взятым работником;
- в приказе о привлечении сотрудника к работе в указанные часы (если это делается разово либо привлекают работника из особого контингента).
ВАЖНО! Приказ необходим только в особых случаях, при постоянном графике с ночными сменами достаточно закрепить порядок оплаты в Положении.
Определенные категории сотрудников не имеют права трудиться в ночные смены, без учета их мнения по этому поводу. Другой перечень определяет круг работников, которые могут быть привлечены к ночному труду, если выразят свое согласие.
Запрещено работать ночью:
- женщинам, ожидающим прибавления;
- несовершеннолетним трудящимся, кроме особых категорий, предусмотренных ТК РФ и отдельными федеральными законами, например, занятых в спектаклях или иных мероприятиях.
Можно работать ночью при письменном согласии:
- матерям малолетних чад (до 3 лет);
- инвалидам любой группы;
- сотрудникам, на чьем попечении находятся инвалиды;
- работникам, ухаживающим за нездоровыми членами семьи (по заключению медиков);
- родителям-одиночкам, имеющим детей до 5 лет;
- опекунам малышей до 5 лет.
К СВЕДЕНИЮ! Сотрудник, принадлежащий к этой категории, должен быть письменно предупрежден о том, что он имеет право отказаться работать в ночные часы, и в свою очередь, завизировать свое согласие.
Закон устанавливает повышенную по сравнению с дневными часами оплату за каждый отработанный ночной час. Размер этого повышения зависит от нескольких важных нюансов:
- минимального размера платы за ночной труд, установленного государством;
- цифр, закрепленных в соответствующем локальном акте (обычно доплата – это процент от дневного оклада или тарифа);
- количества ночных часов, в течение которых сотрудник был занят.
Размер доплаты за каждый ночной час труда не может быть меньше пятой части обычного дневного оклада (ст. 154 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 554).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сменный график или обычный график принят в организации, ночные часы оплачиваются по одинаковому принципу – с доплатой.
Одно дело, когда ночные часы предусмотрены графиком работы, и немного другая ситуация, когда они получаются отработанными сверх нормы, даже при сменном графике. Как производить оплату в таких случаях?
Нужно применить и доплату за ночь, и коэффициент сверхурочности, который составляет 1,5 за первые два часа переработки и 2 – за последующее время.
Сотрудник Поливанов К.И. с окладом 25 тыс. руб. в мес. работает по сменному режиму 5 дней в неделю (с понедельника по пятницу). Его вечерняя смена – с 20:00 до 04.00. За месяц по графику у него 10 таких смен. Локальным актом предприятия установлена 20% доля доплаты за работу в неурочное время. Рассчитаем сумму доплаты.
За учетный месяц Поливанов К.И. полностью отработал часовую норму, соответствующую производственному календарю (170 часов). На ночные часы каждую смену приходится по 6 часов (с 22: 00 до 04:00), за месяц это составит 6 х 10 = 60 часов. Нам нужно найти среднечасовую тарифную ставку: 25 000 / 170 = 147 руб. Вычислим сумму ночной доплаты за каждый час: 147 х 0,2 = 29,4 руб. За 60 неурочных часов нужно будет доплатить к окладу 60 х 29,4 = 1764 руб.
Производственный календарь за учетный месяц предусматривает 172 отработанных часа, а сотрудник Бельченко Л.А. отработал 176. При этом у Бельченко сменный график работы с почасовым окладом в 100 руб. за час, при котором на ночное время ежесменно выпадает 3 часа. В учетном месяце у Бельченко было 12 смен. «Ночной» коэффициент, принятый на фирме, стандартный – 20%. Рассчитаем доплату.
Найдем количество ночных часов за данный месяц: умножаем количество смен на количество неурочного времени – 12 х 3 = 36 часов.
Найдем, сколько времени переработано сверх нормы: 176 – 172 = 4 часа.
За ночные часы работы положена надбавка 36 х 100 х 0,2 = 720 руб.
За сверхурочные: за первые два часа в полуторном размере 100 х 1,5 х 2 = 300 руб.; за остальные два часа 100 х 2 х 2 = 400 руб. Итого 300 + 400 = 700 руб.
В дополнение к обычному дневному заработку Бельченко Л.А. должен получить 720 + 700 = 1420 руб. доплаты.
В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:
- госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
- работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).
Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и каким бюджетникам повысят зарплату в 2021 году в России.
По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:
- школ;
- детских садов;
- средних и высших учебных заведений;
- медицинских учреждений;
- библиотек, музеев и других культурных учреждений;
- научных институтов.
Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.
Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.
Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, из документов Росстата следует, что средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.
Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.
Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в 2012 году, майские указы президента о повышении зарплаты медработникам и другим бюджетникам — это всего один основной документ — (указ президента № 597). Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.
Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие указов президента:
- от 07.05.2012 № 597;
- от 01.06.2012 № 761;
- от 28.12.2012 № 1688.
Таблица соответствия КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений на 2022 год
Казенное учреждение составляет смету, внося изменения в ее показатели на очередной финансовый год и плановый период и формируя показатели на второй год планового периода (п. 8 Общих требований).
Показатели сметы должны соответствовать доведенным до учреждения ЛБО и бюджетным ассигнованиям на исполнение публичных нормативных обязательств.
Для отражения плановых расходов федеральных казенных учреждений рекомендована форма 0501019 по ОКУД (приложение 1 к Порядку № 141н), а для расходов казенных учреждений, финансируемых из бюджета субъекта РФ и местного бюджета, – форма 0501012 по ОКУД (приложение 1 к Общим требованиям).
Федеральные казенные учреждения составляют, утверждают и ведут бюджетную смету в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (п. 1 Общих требований).
В случае, когда смета не содержит сведений о государственной тайне, она составляется в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя учреждения.
Если же показатели сметы содержат гостайну, то она составляется в форме документа на бумажном носителе и собственноручно подписывается руководителем учреждения. Необходимые документы и информация, содержащие гостайну, представляются в электронном виде путем записи информации из специализированного программного обеспечения системы «Электронный бюджет» на съемный машинный носитель.
К сведению: формировать смету со сведениями, составляющими гостайну, необходимо с соблюдением законодательства РФ о защите государственной тайны. Утверждать и вести показатели такой сметы следует обособленно.
Казенные учреждения субъектов РФ и муниципальных образований могут составлять, утверждать и вести смету в своих информационных системах или на бумаге – в зависимости от порядка, который установил вышестоящий ГРБС.
На стадии формирования проекта закона (решения) о бюджете учреждением проводятся расчеты плановых сметных показателей и составляется проект бюджетной сметы. Порядок, сроки составления и подписания проектов смет устанавливает ГРБС.
Показатели проекта сметы формируются в абсолютных суммах и должны соответствовать планируемым объемам расходов, а также иным детализирующим такие расходы показателям (при наличии), информация о которых доведена ГРБС, распорядителем бюджетных средств (РБС) до учреждения.
Проект сметы составляется по той же форме, что и сама смета.
Сведения, содержащиеся в проекте сметы, учитываются ГРБС при составлении обоснований бюджетных ассигнований.
Суммированный учет рабочего времени в 2021 году
Ранее стало известно, сколько получают федеральные чиновники. По данным Росстата, среднемесячная заработная плата гражданских федеральных чиновников по итогам 2021 года составила 126,6 тысячи рублей. Речь идет о росте на 5,4%.
«Федеральным государственным органам, федеральным государственным учреждениям — главным распорядителям средств федерального бюджета, в том числе в ведении которых находятся федеральные государственные учреждения,
1.5. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2729; 2021, N 53, ст. 8407).
2.3. Размеры окладов (должностных окладов) работников Учреждений устанавливаются руководителями Учреждений на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и на основании отнесения занимаемых ими:
1.4. Фонд оплаты труда работников Учреждений формируется на календарный год в рамках утвержденных лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников Учреждений.
Из изложенного выше следует, что при выполнении работ сверх установленной месячной нормы рабочего времени, а также выполнении трудовых обязанностей, не предусмотренных трудовым договором, работнику производятся доплаты в соответствии со статьями 151 и 152 Трудового кодекса РФ, которые не должны включаться в размер минимальной зарплаты».
Система оплаты труда работников бюджетной сферы определяется постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2021 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» (далее – Постановление).
При составлении графика работы нужно учитывать требования ст. 110 ТК РФ, в соответствии с которой продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов. Чаще всего в обязанность этого сторожа вменяется охрана прилегающей к школе территории, а не обход горнолыжных трасс. Однако в случаях, когда возможность обхода имеется, сторожа могут обязать осматривать спортивные площадки и соревновательные лыжные трассы.
Как связаны МРОТ и зарплата. Когда надо доплачивать до МРОТ и как правильно доплатить. Как работодателю организовать доплату. Как оформить приказ об установлении доплаты. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте.
Минимальная зарплата в 2022 году: размер и правила расчёта
28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее -учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:
а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление являющихся минимальными гарантиями фиксированных размеров оплаты труда минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп), либо иным группам в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации требованиями к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;
б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;
г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23 июня 2021 г. № 525, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. № 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.
31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2022 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2022 году необходимо учитывать следующее.
Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2021 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).
Определять предельную долю расходов на оплату административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.
Зарплаты бюджетников и свежие новости индексации в 2021 году
В такой ситуации он выплачивается в полном объеме, но при условии, что сотрудник отработал установленную для учетного периода норму часов. Если данная норма не выполнена, размер заработной платы пропорционально уменьшается. В случае переработки полагается доплата.
Пример: Прежде всего, необходимо определить норму времени за рассматриваемый месяц, установленную при помощи производственного календаря. Она составляет 168 часов в неделю, количество рабочих дней в месяце — 21 день.
Часовая ставка сотрудницы составляет: ЧС = 15 000 / 168 = 89,3 руб./час
Фактически сотрудница отработала 16 рабочих дней. Количество отработанных часов в этом случае составит: Ч = 16 * 10 = 160 часов
Поскольку норму времени сотрудница полностью не отработала, размер ее заработной платы составит: ЗП = 160 * 89,3 = 14 285 руб.
Как уже отмечалось, в случае возникновения переработок или при совпадении части смены с ночным временем сотруднику полагаются дополнительные выплаты к заработной плате, минимальный размер которых устанавливается законодательно.
Выше мы рассмотрели общие правила ведения суммированного учета рабочего времени и его оплаты. А теперь кратко ответим на вопросы, которые чаще всего возникают при использовании СУ на практике.
Как оплачивать ночные часы, если они приходятся на смену?
Ночные часы (а это, напомним, время с 22.00 до 6.00) нужно учитывать отдельно и оплачивать дополнительно — по правилам, установленным для оплаты работы ночью. Как именно, рассказывает эта статья.
А если смены выпадают на выходные или праздники?
Выходные у работающих по сменам свои. Поэтому общие правила о повышенной оплате работы в выходной здесь не применяются. А вот с попаданием на смену праздников есть нюансы. О них читайте в этой статье.
Как быть, если по итогам учетного периода получилась переработка?
Переработка по итогам учетного периода — это сверхурочные. Для них в ТК РФ тоже есть свои правила, которые распространяются и на работников-сменников. Об этих правилах читайте здесь.
Что делать, если работник отработал учетный период неполностью?
Если работник неполностью отработал учетный период (например, болел, был в отпуске, уволился), для него рассчитывают сокращенный норматив. Для этого отнимают от общей нормы пропущенное время. Если этот усеченный норматив по итогам периода превышен, оплачивают сверхурочные, если наоборот, времени отработано меньше, оплачивают работу по факту. Отрабатывать пропущенные по уважительным причинам часы/дни сотрудник не обязан.
Зарплата работника складывается из оклада, установленного трудовым договором, и других выплат (премий, надбавок и т.д.).
Всё это называют доходом физического лица. В него также входят другие доходы, получаемые лицом в натуральной форме или в форме материальной выгоды (бесплатное питание, абонемент в спортзал и т.д.).
Доход работника = денежные выплаты + доход в натуральной форме + доход в виде материальной выгоды
Прежде чем правильно посчитать налоги и взносы с заработной платы (а именно подоходный налог), нужно изучить понятие «корректировка дохода».
Выплаты, признающиеся доходом физического лица, но исключающиеся из обложения при расчете подоходного налога (и других) называются корректировкой дохода.
К ним относятся расходы работодателя на медицинские услуги сотрудника, погребение, рождение ребенка, оплата декретного отпуска, а также экологические расходы и прочее.
Некоторые корректировки ограничены. Так, расходы работодателя на медицинские услуги не облагаются налогом только до 94 МРП. В случае превышения расходы не признаются корректировкой и облагаются налогом.
При расчете заработной платы важным этапом является вычет с неё налогов, взносов и отчислений.
На сегодняшний день с дохода работника рассчитываются 6 видов выплат и доходов, установленных законом:
- Подоходный налог (ИПН);
- Пенсионные взносы (ОПВ);
- Взносы на медицинское страхование (ВОСМС);
- Отчисления на медстрахование (ООСМС);
- Социальный налог (СН);
- Социальные отчисления (СО).
Ведите исчисления налогов и взносов, обязательных для уплаты работодателем по закону в 1С:Зарплата и управление персоналом для Казахстана.
Каждый вид налога и взноса имеет индивидуальные особенности при расчете (разные ставки, состав и пределы доходов, техника расчета, сроки перечисления и т.д.).
Одну долю налогов и взносов платит сотрудник, другую — работодатель.
В данной таблице представлены главные положения по каждому виду налога и взноса:
Вид налога, взноса, отчисления |
Краткое обозначение |
Ставка |
Предел дохода |
Формула расчета |
«За чей счет?» |
Подоходный налог |
ИПН |
10% |
нет |
(Доход работника – Корректировка дохода — Налоговые вычеты) *10% |
Сотрудника |
Пенсионные взносы |
ОПВ |
10% |
До 50 МЗП |
Доход работника * 10% |
Сотрудника |
Медицинские взносы |
ВОСМС |
2% |
До 10 МЗП |
Доход работника * 2% |
Сотрудника |
Медицинские отчисления |
ООСМС |
2% |
До 10 МЗП |
Доход работника * 2% |
Работодателя |
Социальные отчисления |
СО |
3,5% |
Не менее 1 МЗП, не более 7 МЗП |
(Доход работника – ОПВ) * 3,5% |
Работодателя |
Социальный налог |
СН |
9,5% |
Не менее 1 МЗП |
(Доход работника – ОПВ — ВОСМС) * 9,5% – СО |
Работодателя |
Профессиональные пенсионные взносы* |
ОППВ |
5% |
нет |
(Доход работника – ОПВ — ВОСМС) * 9,5% – СО |
Работодателя |
*ОППВ уплачиваются только за сотрудников, занятых на вредных условиях труда, профессии которых предусмотрены перечнем.
В некоторых случаях с сотрудника рассчитываются не все налоги и взносы. К таким случаям можно отнести пенсионеров, инвалидов, иностранцев и др.
После расчета подоходного налога работникам выдаются налоговые вычеты. Не все вычеты предоставляются каждому сотруднику, для некоторых нужны определенные причины.
Оклад сторожа в бюджетном учреждении 2021
Те, кто хотел бы зарабатывать больше на должности сторожа, могут пройти специальные курсы и перейти в частную охрану: средняя зарплата охранника с 4-5 квалификационным разрядом уже через пару лет составляет около 40 000 рублей. В других крупных городах России охранники этого типа получают около 35 000 рублей ежемесячно. Ещё год работы, и указанным лицам начисляется зарплата на 10-15 тысяч выше.
Лучше всего разбираться с данным вопросом на примере. Например, в 2021 году за январь сторож предприятия отработал 170 часов при норме 143. Он получит свой оклад в оговоренном размере так, как отработал норму полностью. Но так как ему приходилось работать в праздничные дни, в ночной период, а также сверхурочно, бухгалтер должен начислить доплату за 12 праздничных часов, 72 ночных часа и 27 сверхурочных. Считаем заработок:
- Оклад – 3900 руб.
- Доплата за работу в праздник 3 900: 143х12х2=654 рубля.
- Доплата за ночной период. Для этого оклад делят на количество нормативных часов, а затем умножают на количество отработанных ночью часов и полученную сумму умножают на 20 %. Получатся 393 руб.
- Доплата за переработку. Первые 2 часа оплачивают по полуторному тарифу (получается 49 руб.), а остальные 25 – по двойному (1350 руб.).
Интересное видео. Взгляд на профессию изнутри.
Расчет заработной платы в бюджетном учреждении должен быть проведен по расчетной ведомости. Здесь содержится информация обо всех рассчитанных совокупных показателях, касающихся заработной платы, о налогах, обо всех суммах, выплаченных за календарный месяц определенному сотруднику в бюджетном учреждении.
Выплаты могут выдаваться непосредственно кассой предприятия либо переводиться на карточные банковские счета, открытые специально для сотрудников. Для большинства сотрудников бюджетной сферы время работы – пятидневная рабочая неделя, то есть 40 часов.
Законодательное регулирование
Правила выплаты заработной платы установлены ст. 136 ТК РФ. В этой же статье указывается и на необходимость оплаты отпуска работника не менее чем за три дня до его начала. Но никаких других выплат, кроме отпускных, в действующем трудовом законодательстве больше не предусмотрено.
В частности, устанавливать для работников различные надбавки и компенсационные выплаты. Официально это закрепляется во внутренних локальных актах: коллективных договорах, соглашениях, положениях о премировании и оплате труда и т. д.
Однако в отношении некоторых категорий работников действует не только Трудовой кодекс, но и дополнительное законодательство. Например, в ст. 50 ФЗ «»О государственной гражданской службе РФ» установлено, что гражданские служащие могут претендовать на ряд дополнительных выплат, помимо основного оклада. В частности, одной из таких выплат и является материальная помощь, которая полагается при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Компенсации, рассчитываемые при сдельщине
Когда труд подлежит сдельной оплате, то надбавка за ночное рабочее время начисляется, исходя из ставки, установленной сдельщику. Чтобы вычислить сумму, подлежащей выплате, нужно перемножить такие показатели, как:
- Число часов, отработанных ночью.
- Сдельная ставка за один час.
- Доплата, выраженная в процентном отношении от почасовой ставки.
Пример 2. ООО «Тензор» определило сдельную оплату за изготовление одного изделия – 10 руб. За месяц токарь Акимов Ю.Г. выточил 1200 изделий, отработав ночью 5 часов. Его часовая тарифная ставка – 50 руб./час. По положению об оплате труда в ООО «Тензор», доплата за ночную работу – 40% от почасового тарифа.
Основная часть заработной платы:
- 10 руб./шт. х 1200 = 12000 руб.
- 5 ч. х 50 руб./час х 40% = 100 руб.
Общая сумма за месяц:
- 12000 руб. + 100 руб. = 12100 руб.
Порядок оплаты труда в выходные и праздники работникам с суммированным учетом рабочего времени.
Итак, у работника, получающего оклад, с суммированным учетом рабочего времени порядок расчета заработной платы зависит от того, вошла ли работа в праздник (выходной) в месячную норму рабочего времени. Для этого по окончании месяца нужно сравнить месячную норму рабочего времени по производственному календарю со временем, которое сотрудник отработал за месяц. Если рабочее время работника не превысило установленную норму, значит, работа в выходной день осуществлялась в пределах нормы рабочего времени, а если превысило – сверх нормы рабочего времени. Если он работал в пределах нормы, дополнительно к окладу выплачивается одинарная часовая ставка, сверх нормы – двойная часовая ставка. Нередко на практике при суммированном учете рабочего времени часов работы по графику бывает меньше нормы по производственному календарю. Поэтому если сотрудник работал сверх графика в праздничный день или в свой выходной, то возможно, что часть такой смены укладывается в норму, а часть – выходит за ее пределы. Соответственно, и оплате эта смена подлежит частично в одинарном размере сверх оклада, а частично – в двойном.
Оплата труда в ночное время
На сегодняшний день существует довольно много профессий, обладатели которых заняты в ночное время суток. Это может быть посменная работа на производствах, в медицинских и лечебных учреждениях, в коммунальных и транспортных службах, а также в органах охраны правопорядка и даже в сфере обслуживания. Надо ли говорить о том, что работа ночью противоестественна для человека, так как организм живет по собственным биологическим ритмам, а они отрегулированы природой так, что ночью людям полагается спать. Ночная работа ведет к перегрузкам организма, негативно сказывается на сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной системах. Именно поэтому условия и оплата труда работников предприятий и организаций, задействованных в ночное время, подразумевает дополнительные компенсации, а также имеет свои тонкости, правила и специфику.
Заработная Плата Сторожей В Казенном Учреждении В 2021 Году
Заработная плата на отдельно взятом предприятии начисляется сотруднику исходя из установленной системы оплаты труда. В зависимости от этого она может исчисляться двумя способами.
В этом случае для определения суммы, которая подлежит выплате, необходимо умножить ставку на количество фактически отработанных сотрудником часов. Данные об этом берутся из табеля, который ведется на предприятии.
Пример: В этом случае количество рабочих смен составляет 8, фактически отработанное время — 192 часа. Поэтому заработная плата равна: ЗП = 192 * 90 = 17 280 руб.
Однако эта сумма не является итоговой, ведь работнику полагается еще доплата за труд ночью, а также за сверхурочную работу. Особенности такой доплаты будут рассмотрены далее.
Если бы в данном примере работник трудился по графику «сутки через двое», то количество отработанных смен и часов составило бы 10 и 240 соответственно. В данном случае заработная плата на порядок больше: ЗП = 240 * 90 = 21 600 руб.
Помимо доплаты за ночную и сверхурочную работу сотрудник также мог бы претендовать на дополнительные деньги за труд в праздничный день, поскольку одна из его смен пришлась бы на 8 марта. Однако при таком графике возникает большая переработка по времени сверх установленной на месяц нормы (168 часов), что нежелательно и в некоторых случаях может быть запрещено законодательством.
В такой ситуации он выплачивается в полном объеме, но при условии, что сотрудник отработал установленную для учетного периода норму часов. Если данная норма не выполнена, размер заработной платы пропорционально уменьшается. В случае переработки полагается доплата.
Пример: Прежде всего, необходимо определить норму времени за рассматриваемый месяц, установленную при помощи производственного календаря. Она составляет 168 часов в неделю, количество рабочих дней в месяце — 21 день.
Часовая ставка сотрудницы составляет: ЧС = 15 000 / 168 = 89,3 руб./час
Фактически сотрудница отработала 16 рабочих дней. Количество отработанных часов в этом случае составит: Ч = 16 * 10 = 160 часов
Поскольку норму времени сотрудница полностью не отработала, размер ее заработной платы составит: ЗП = 160 * 89,3 = 14 285 руб.
Как уже отмечалось, в случае возникновения переработок или при совпадении части смены с ночным временем сотруднику полагаются дополнительные выплаты к заработной плате, минимальный размер которых устанавливается законодательно.
Безусловно, охранной деятельностью в основном занимаются представители сильного пола. Конечно, консьержкой может работать и женщина, причём, далеко не юного возраста – инструкция допускает такой вариант.
Но, как показывает статистика, это не предел: около 10% охранников – женщины. И работают они не только на должности охранника объекта, но и телохранителями, частными охранниками. Как показала практика, женщины, пройдя специальную подготовку, не хуже мужчин могут обеспечить защиту охраняемого лица.
Более 30% охранников – молодёжь, чей возраст не превышает 30 лет. Почти столько же 30-40-летних специалистов тоже работает в охранной сфере, а вот тех, кто перешагнул 50-летний рубеж намного меньше – около 15%.
Как устроиться охранником без опыта работы. Полезные советы в следующем видео.
Устроиться на работу на минимальный оклад может любой человек со средним специальным образованием или школьным аттестатом. Главное требование: необходимо иметь отличную физическую форму, военный билет, справку о прохождении медкомиссии и отсутствии судимости.
Наличие вредных привычек не приветствуется. Должность вахтера, конечно, несколько иная – работа здесь требует совершенно других качеств: внимательности, умения работать с людьми, погасить конфликт, помочь разобраться с проблемой и т.д.