Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить инвалидность ребенку?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Понятие «Ребенок-инвалид»
К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии.
Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).
ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).
Чем отличаются дети инвалиды от инвалидов?
Инвалидность – это состояние, при котором у человека есть ограничения в физической или умственной деятельности, повлекшие за собой потерю или недостаток возможности вести нормальный образ жизни. Различаются несколько категорий инвалидности, которые установлены государством и используются для оценки состояния и нужд каждого инвалида.
Однако, чем отличаются группы детей-инвалидов от группы инвалидов в целом?
- Возраст. Дети-инвалиды находятся в возрасте до 18 лет, в то время как инвалиды могут быть в любом возрасте.
- Помощь. Детям-инвалидам требуется особая помощь, так как они находятся в процессе развития и требуют более интенсивного и длительного медицинского и социального ухода.
- Продление помощи. Дети-инвалиды, по достижении 18 лет, могут подать заявление на продление государственной помощи и получать ее до достижения 23 лет, если продолжают учиться.
Таким образом, дети-инвалиды требуют более внимательного и комплексного подхода в оказании помощи, поскольку они еще находятся в процессе роста и развития. Однако, в рамках государственной системы оценки инвалидности, дети-инвалиды и взрослые инвалиды имеют общие категории ограничений и потребностей, и государство предоставляет им соответствующую поддержку и защиту.
Памятка по оформлению инвалидности детям
Оформление инвалидности ребенка может быть сложным и продолжительным процессом. В этой памятке мы постараемся подсказать, как начать оформление инвалидности детям, какие документы необходимы, какие диагнозы относятся к инвалидности, а также насколько времени может занимать этот процесс.
Кто может оформлять инвалидность детям?
Оформление инвалидности ребенка может осуществляться родителями самостоятельно или с помощью юриста, который разбирается в данной сфере и может подсказать необходимые моменты и документы.
Какие диагнозы позволят оформить инвалидность?
Инвалидность оформляется на основании наличия определенных заболеваний или состояний, которые существенно ограничивают ребенка в его жизнедеятельности. К таким заболеваниям относятся: детский церебральный паралич, рассеянный склероз, синдром Дауна, слабоумие, аутизм, общий недоразвитие и другие.
Какие документы необходимы для оформления инвалидности?
Как получить и продлить статус
Получение и продление статуса инвалидности ребенка регламентируется порядком, установленным законами РФ. Первоначально необходимо пройти медико-социальную экспертизу, которая определит особенности заболевания ребенка и его ограничения с точки зрения жизнедеятельности. Для этого требуется заполнение заявления о проведении экспертизы и предоставление специалистам необходимых медицинских документов.
После прохождения медико-социальной экспертизы и получения статуса инвалида, необходимо знать, какими действиями продлевается инвалидность ребенка. Часто процедура переосвидетельствования ребенка связана с проведением повторного освидетельствования. Для этого ребенку нужно обратиться в МСЭ, предоставить перечень необходимых документов и пройти процесс освидетельствования в установленные сроки.
При повторном освидетельствовании для продления статуса инвалидности ребенка, нужно учесть особенности заполнения документов. В заявлении об освидетельствовании ребенка следует указать основания для продления статуса, представить медицинские заключения и объяснительные записки о состоянии здоровья ребенка.
Необходимые документы
Процедура продления инвалидности ребенку осуществляется в регламентируемом законами порядке. Для начала процесса необходимо заполнить заявление о продлении статуса инвалидности, которое подается в медико-социальную экспертизу (МСЭ).
При переосвидетельствовании ребенка требуется предоставить следующие документы: медицинские заключения и справки, подтверждающие наличие заболевания, а также результаты предыдущей медико-социальной экспертизы.
Важно учесть особенности заполнения заявления и предоставления документов. Необходимо указать все существующие основания для продления инвалидности и приложить все необходимые медицинские документы.
Прохождение медико-социальной экспертизы может быть необходимо при повторном продлении статуса инвалидности. При этом ребенок должен пройти осмотр в МСЭ и предоставить требуемые документы в установленные сроки.
Если в процессе переосвидетельствования ребенку будет отказано в присвоении или продлении статуса инвалидности, то он имеет право на жалобу в высшую территориальную экспертно-консультационную комиссию (ВТЭК).
Важно помнить, что необходимо начинать процесс продления инвалидности своевременно, чтобы избежать пропуска сроков и осложнений в прохождении процедуры.
Чтобы правильно и достоверно собрать все необходимые документы, рекомендуется обратиться к профессионалам, занимающимся вопросами медико-социальной экспертизы. Они помогут выбрать правильный алгоритм действий и подготовить документы нужного формата.
При продлении инвалидности ребенку часто возникает потребность в повторном прохождении медико-социальной экспертизы. В таком случае следует обратить внимание на все особенности процедуры и требования, чтобы предоставить полный и достаточный пакет документов.
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
Документы для получения инвалидности ребенку
Установленный законодательством РФ порядок получения инвалидности ребенку, включает в себя следующий пакет документов:
- Оригинал и копия свидетельства о рождении ребенка (в случае достижения ребенком 14 летнего возраста предоставляется оригинал и копия паспорта).
- Заявление одного из родителей (либо опекуна) на прохождение МСЭ, копии и оригиналы документов, подтверждающих личность.
- Направление из социальной службы или лечебного учреждения (больницы либо поликлиники). Направление на медико-социальную экспертизу выдается мед.учреждением, где непосредственно наблюдается ребенок.
- Оригиналы и копии документов, которыми подтверждаются нарушения функций организма (результаты исследований и обследований, выписка из стационара, заключения специалистов, история болезни и другое).
- Характеристика, представленная учебным заведением, где обучается ребенок. Характеристика выдается на основании запроса от лечащего врача, заверяется лично директором учреждения, а также круглой и квадратной печатью.
Документы для оформления инвалидности ребенку и порядок оформления
Дети, имеющие право на инвалидность, должны пройти медицинскую экспертизу (МСЭ). Экспертиза представляет собой прохождения врачей, имеющих отношение к конкретному заболеванию. Кроме того, подготовка включает сдачу анализов крови и мочи (общие анализы).
Направление на экспертизу выдается педиатром по месту жительства или в медицинском учреждении соцзащиты.
После получения заключений от врачей, ребенка направляют обратно к педиатру. Задача врача на данном этапе — оформить эпикриз и сделать заключение. Документ визируется заведующим клиникой. Также, пациенту выдается направление на индивидуальную реабилитацию.
Комиссия МСЭ проводится по предварительной записи. Соответственно, записаться можно еще на этапе прохождения врачей. Когда МСЭ не присвоила инвалидность, датой ее начала будет дата подачи заявления в комиссию.
В МСЭ подается такой пакет документов:
- Заявление родителей
- Заявление по форме №080/у-06 выданное главврачом клиники
- Карта пациента из медучреждения
- Характеристика из школы (для детей, которые проходят комиссию в учебный период)
- Результат предыдущей комиссии (для повторного прохождения)
- Паспорт или св-во о рождении пациента
Если ребенку положены пенсионные выплаты, в ПФ подаются следующие документы:
- Заявление с просьбой о назначении пенсионных выплат
- Страховое св-во родителей и ребенка
- Св-во о рождении
- Результат МСЭ
Законодательная основа определения лица инвалидом
Казалось бы, что может быть проще: издать закон, в котором прописать перечень заболеваний и диагнозов, отнести каждый из них к определенной группе инвалидности — и дело с концом. Однако на практике все совсем не так просто.
Вопросы инвалидности находятся на стыке медицины и юриспруденции, так что приходится учитывать и сочетать оба этих аспекта, что в разы усложняет законодательство по этому вопросу.
Итак, существует постановление правительства РФ от 05.04.2022 № 588, в котором описаны общие вопросы о присвоении статуса инвалида. В пункте 5 этого постановления указано, что условия для определения лица инвалидом такие:
- нарушение здоровья с серьезным расстройством функционирования организма;
- ограничения в обычной жизни (невозможность или затруднение самообслуживания, передвижения, ориентации, общения, самоконтроля, трудоспособности);
- нужда в реабилитации.
В зависимости от серьезности нарушения деятельности организма человеку присваивается первая, вторая или третья группа инвалидности, а детям до 18 лет — категория «ребенок-инвалид». Первая группа устанавливается на два года, 2 и 3 — на один год, а статус «ребенок-инвалид» — на год, два, пять, до достижения 14 или 18 лет — в зависимости от тяжести заболевания.
По истечении этого срока нужно пройти повторное освидетельствование — как раз об этом народная шутка про доказывание медкомисии того, что нога не отросла.
Кардиологические заболевания
Кардиологические заболевания относятся к группе заболеваний, связанных с сердечно-сосудистой системой организма. Эти заболевания могут быть вызваны различными факторами, включая генетическую предрасположенность, неправильный образ жизни, воздействие неблагоприятных условий окружающей среды и др.
Кардиологические заболевания могут иметь серьезные последствия и существенно ограничивать жизнедеятельность человека. В связи с этим, ряд кардиологических заболеваний относятся к категории заболеваний, дающих право на инвалидность 1 группы.
Примеры кардиологических заболеваний:
Название заболеванияОписание
Ишемическая болезнь сердца | Характеризуется нарушением поступления крови к сердцу из-за сужения или закупорки артерий. |
Аритмия | Отклонение в сердечном ритме, включающее нерегулярные или чрезмерно быстрые сокращения сердца. |
Кардиомиопатия | Характеризуется нарушением функции сердечной мышцы, что приводит к нарушению работы сердца. |
Гипертоническая болезнь | Постоянно повышенное артериальное давление, которое может привести к различным осложнениям. |
Это лишь небольшой список кардиологических заболеваний, их существует намного больше. Все они требуют длительного лечения и наблюдения специалиста. Лица с такими заболеваниями могут иметь ограниченные возможности и нуждаются в социальной поддержке и реабилитации.
Генетические заболевания и врожденные пороки
К генетическим заболеваниям относятся такие наследственные патологии, как синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Тернера, цистическая фиброза, муковисцидоз, бульозная эпидермолиза, дистрофия Дюшенна и многие другие. Эти заболевания могут иметь различные проявления – от умственной отсталости и задержки физического развития до поражения внутренних органов и систем организма.
Врожденные пороки, в свою очередь, возникают в результате аномалий развития плода в материнской утробе. Они могут быть обусловлены генетическими факторами, воздействием окружающей среды или комбинацией этих факторов. К врожденным порокам относятся такие патологии, как гидроцефалия, аномалии сердца, различные аномалии развития нервной системы и другие.
Генетические заболевания и врожденные пороки могут оказывать значительное влияние на качество жизни человека и его способность к самообслуживанию, обучению и трудовой деятельности. Поэтому, в случае выявления таких заболеваний или пороков у человека, инвалидность может быть признана и присвоена соответствующая группа.
Могут ли отказать в предоставлении инвалидности
Да, такое возможно. Решение об отказе в признании гражданина инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов экспертизы и заносится в акт МСЭ. При проведении экспертизы с личным присутствием гражданина решение объявляется ему или его представителю в присутствии всех специалистов, проводивших экспертизу, которые дают по нему разъяснения.
Важно! Гражданин (его представитель) имеет право на ознакомление с актом и протоколом проведения МСЭ. А по его письменному заявлению бюро обязано выдать заверенные копии данных документов в этот же день.
Учреждения МСЭ не устанавливают диагноз, а руководствуются тем диагнозом, который был поставлен ранее. Тем не менее в комиссию МСЭ входят врачи, которые проводят комплексный анализ предоставленных документов, а при очном визите могут провести осмотр, опрос и обследование пациента. Это дает возможность уточнить какие-либо данные без прохождения дополнительных формальностей.
Перечень заболеваний для установления инвалидности детям
Оформление инвалидности детям начинается с прохождение медицинской комиссии и установление заболевания, которое подпадает под категорию инвалидности: 1,2,3 групп. Всего в списке заболеваний, по которым присваивается инвалидность содержится 58 болезней, которые зависят от степени тяжести протекаемого заболевания.
Инвалидность присваивают, если комиссия определяет у несовершеннолетнего болезнь, подпадающую под одну из категорий:
- Дефекты в анатомическом строении организма;
- Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
- Проблемы с речью (немота, задержка речевого развития);
- Нарушения в работе органов чувств (зрения, слуха);
- Психологические заболевания и нервные расстройства (задержка психического развития);
- Заболевания внутренних органов.
Каждый человек проходит медико-социальную комиссию для присвоения группы инвалидности. Для детей срок на который ставится диагноз может заключаться: для болезней 1 группы инвалидности 2 года, для 2 и 3 группы – 1 год. Есть ряд заболеваний, при которых комиссия может назначить срок инвалидность до достижения несовершеннолетним 18 лет.
Можно ли снять инвалидность?
К сожалению, процедура снятия инвалидности достаточно сложная и требует от заявителя определенных действий. Ниже представлены несколько основных причин, по которым может быть снята инвалидность:
- Улучшение здоровья: Если состояние здоровья заявителя значительно улучшилось и больше нет ограничений в его жизни, то обратиться с просьбой снять инвалидность можно к медицинской экспертной комиссии;
- Изменение законодательства: Если законодательство изменилось и условия для признания инвалидности больше не отвечают требованиям, предусмотренным законом;
- Ошибка признания инвалидности: Если признание инвалидности было сделано на основании ошибочных данных или документов, то можно обратиться в суд с просьбой о снятии инвалидности;
- Необходимость повторной экспертизы: Если возникли сомнения в достоверности данных, на основании которых была признана инвалидность, то может быть назначена повторная медицинская экспертиза.
Важно понимать, что процедура снятия инвалидности является длительной и сложной. Необходимо обратиться в соответствующие медицинские и юридические органы для получения консультации и подробной информации о возможности снятия инвалидности.