Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДОПУСТИМАЯ НАГРУЗКА НА ОСЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порядок грузовых перевозок на автомобильном транспорте четко регламентирован правительственным положением, которое было скорректировано весной 2020 года. Суть правок документа №738 позволила стандартизировать единые нормы перевозок к Постановлению 272, которое было утверждено 15 апреля 2011 года. Специальные приложения содержат информацию о максимально допустимых значениях массы, габаритов, осевых нагрузках на транспортные средства.
Какие грузы считаются крупногабаритными, а какие негабаритными?
Нестандартные предметы, имеющие большие размеры и вес, являются негабаритными. Это тяжелые и/или громоздкие материальные ценности, которые невозможно перевозить в контейнерах или закрытых транспортных средствах.
Какие грузы являются негабаритными? Это трансформаторы, техника для сельскохозяйственных работ, оборудование для бурения. Видов негабаритных грузов очень много. Все они делятся на три категории:
- Тяжеловесные – это предметы, превышающие допустимые параметры по массе или осевой нагрузке.
- Крупногабаритные – отправления, размеры которых больше, чем параметры автотранспорта.
- Длинномерные – грузы, которые выступают за задний борт автомобиля более чем на два метра.
Крупногабаритные и тяжеловесные предметы обычно перевозят автомобильным транспортом. Причина – дорогостоящая доставка железнодорожным и авиатранспортом.
Требования к автомобилю установлены положениями ПДД. Для того чтобы перевозить материальные ценности без сопровождения, транспортное средство должно иметь следующие параметры:
- Высоту – не более 4 метров.
- Длину – до 20 метров.
- Ширину – до 2,55 метров.
На грузовом автомобиле можно транспортировать предметы, не превышающие габариты:
- Высота – 2,55 м.
- Длина – 13,6 м.
- Ширина – 2,55 м.
Размеры негабаритного груза для перевозки превышают стандартные по одному или нескольким параметрам.
Как перевозить негабаритные и крупногабаритные грузы?
Транспортировка нестандартных материальных ценностей – сложный процесс. Он может представлять опасность для других участников дорожного движения.
Требования к негабаритным перевозкам:
- Предметы, размещенные в кузове, не должны ограничивать обзор водителю.
- Их необходимо надежно зафиксировать, чтобы исключить перемещение во время движения, из-за которого может опрокинуться грузовик.
- Перевозимые материальные ценности не должны загораживать световые приборы автомобиля, создавать трудности при управлении транспортом.
Сохранность отправления зависит от соблюдения правил перевозки негабаритных грузов:
- При планировании доставки тяжеловесного груза следует учитывать допустимую нагрузку на ось автомобиля.
- Масса предмета не должна превышать максимальную грузоподъемность автомобиля. Перегрузка приводит к износу транспортного средства и снижает эффективность управления автомобиля, увеличивая риск аварии.
- Безопасность доставки зависит от качества крепления отправления. Если он находится в неустойчивом положении, то может выпасть во время движения или привести к опрокидыванию транспортного средства.
- Отправление не должно закрывать номерные знаки.
Сохранность нестандартных материальных ценностей во время транспортировки может обеспечить только надежная логистическая компания.
Компания «Ж.Д.Э.» оказывает услуги по доставке нестандартных (в том числе крупногабаритных) грузов, соблюдая все требования.
Доверяя транспортировку отправлений нам, вы получаете следующие преимущества:
- Полный комплекс логистических работ. Вам не придется беспокоиться о погрузке, разгрузке, креплении отправлений и оформлении сопроводительных документов – всю работу выполнят специалисты компании.
- Доупаковка и страхование при необходимости. Вы можете воспользоваться этими услугами, обеспечивающими дополнительные гарантии сохранности предметов.
- Собственные транспортные средства. Автомобильные тралы, железнодорожные платформы, полувагоны, цельнометаллические грузовые и крытые вагоны, контейнеры повышенной вместимости и грузоподъемности – консультант поможет выбрать подходящий вид транспорта, соответствующий особенностям отправления.
Новый комментарий и пояснения к Разделу 23 ПДД России
Раздел 23 Правил дорожного движения РФ имеет большое значение для безопасности и эффективности грузовых перевозок на дороге. Этот раздел содержит нормы и правила, регулирующие процесс перевозки грузов различными видами транспортных средств.
Один из ключевых аспектов этого раздела — это требования к загрузке и креплению грузов. Правила определяют не только максимально допустимые размеры и вес груза, но и методы его правильной загрузки и закрепления в транспортном средстве. Это важно для обеспечения стабильности и безопасности транспортного средства во время движения, а также для предотвращения падения и перемещения груза, что может привести к аварийным ситуациям.
В разделе также устанавливаются требования к использованию специальных грузозахватных устройств и средств безопасности. Водители и перевозчики должны использовать соответствующие грузозахватные устройства, такие как ремни, крюки или фиксаторы, для надежного закрепления груза в транспортном средстве. Это помогает предотвратить смещение или падение груза и обеспечивает безопасность на дороге. Кроме того, водители должны использовать средства безопасности, такие как предохранительные сетки или ограждения, если груз имеет потенциальную опасность или может создать препятствия для других участников дорожного движения.
Важным аспектом раздела являются также правила перевозки опасных грузов. Правила определяют требования к перевозке взрывоопасных, химических, токсичных и других опасных грузов. Водители и перевозчики, занимающиеся перевозкой опасных грузов, должны соблюдать специальные требования по маркировке, упаковке и соблюдению мер безопасности. Это необходимо для предотвращения возможных аварийных ситуаций и минимизации рисков для окружающей среды и людей.
Максимальная высота, длина и ширина перевозимого габаритного груза определяются параметрами, разрешенными для транспортных средств:
- Протяженность одиночных авто и прицепов — не более двенадцати, автопоездов — двадцати метров.
- Расстояние между боковыми точками не должно превышать 2,5 м. (дополнительные 10 см выделяются в виде исключения для рефрижераторных и изотермических кузовов). За указанные пределы могут выступать колесные приспособления, используемые для препятствования скольжению, зеркала заднего вида, фиксирующие элементы для крепления тента (с условием отклонения и вхождения в габариты), а также шины, брызговики и иные детали, обладающие эластичной структурой, нарушающие норматив по ширине не более чем на 5 см с любой из сторон.
- Промежуток между покрытием на дороге и крайней верхней точкой конструкции, включая открытый фургон с установленным грузом, не должен быть больше четырех метров.
Вне зависимости от указанных параметров, к категории крупногабаритных по умолчанию относятся транспортные составы, собранные из двух и более прицепов или полуприцепов.
Каково наказание за неправильный перевоз негабарита
Нарушение правил перевозки негабаритных грузов классифицируется как административное правонарушение. Поэтому наказание за несоблюдение установленных норм регламентируется Кодексом об Административных правонарушениях (КоАП).
Штрафные санкции прописаны в ст. 12.21.1 КоАП.
- п. 1: превышение габаритов до 10 см свыше допустимых для провоза без спец. разрешения или до 10 см свыше допустимых для провоза по разрешению карается штрафом:
- водители — от 1000 до 1500 руб.;
- должностные лица — от 10000 до 15000 руб.;
- юр. лица — от 100000 до 150000 руб.;
- п. 2: превышение допустимых норм без наличия разрешения находится в диапазоне от 10 до 20 см. Штраф:
- водитель — от 3000 до 4000 руб.;
- должностное лицо — от 25000 до 30000 руб.;
- юр. лицо — от 250000 до 300000 руб.;
- п. 3: превышение без наличия спецпропуска составляет от 20 до 50 см. Штрафные санкции:
- на водителя — от 5000 до 10000 руб. или лишение прав от 2 до 4 месяцев;
- на должностное лицо — от 35000 до 40000 руб.;
- на юр. лицо — от 350000 до 400000 руб.;
- п. 4: превышение габаритов груза, указанных в спец. разрешении, находится в диапазоне от 10 до 20 см. Штраф:
- водитель — от 3000 до 3500 руб.;
- должностное лицо — от 20000 до 25000 руб.;
- юр. лицо — от 200000 до 250000 руб.;
- п. 5: аналогично п. 4, но превышение составляет от 20 до 50 см. Штрафы:
- водитель — от 4000 до 5000 руб. или лишение прав до 3 месяцев;
- должностное лицо — от 30000 до 40000 руб.;
- юр. лицо — от 300000 до 400000 руб.;
- п. 6: превышение габаритов груза, перевозимого без разрешения, либо груза по спецпропуску на величину более 50 см. Штраф:
- водитель — от 7000 до 10000 руб. или лишение прав до 6 месяцев;
- должностное лицо — от 45000 до 50000 руб.;
- юр. лицо — от 400000 до 500000 руб..
Что такое негабаритный груз?
Негабаритный груз или сокращенно – просто «негабарит» – это не совсем правильный, но понятный, а потому и распространенный в сфере грузоперевозок термин, который регулярно используется представителями компаний по негабаритным перевозкам, хотя юридически и технически правильно различать крупногабаритные и тяжеловесные грузы. Но об этом чуть ниже. Итак, негабаритными считаются любые товары или грузы, которые по размерам и/или массе превышают законодательно установленные нормы. Категория подобных грузов достаточно широка. Это различные строительные материалы, инженерные конструкции, спецтехника, морской транспорт, детали буровых установок, станки, трубы и многое другое. Таким образом, понятие услуги негабаритных перевозок является максимально общим и объединяет крупногабаритные и тяжеловесные грузы.
Особенности перевозки негабаритных грузов автотранспортом
Если перевозка негабаритного груза планируется автотранспортом, то следует учитывать, что цена негабаритных перевозок обычно выше, чем при транспортировке более традиционных товаров. Это связано с определенными трудностями.
- Во-первых, перевозка негабаритных грузов требует использования специализированного транспорта, что сразу отразится на цене услуги.
- Во-вторых, повышенные требования предъявляются и к персоналу – водителям и грузчикам, которые привлекаются к погрузке и закреплению груза. Они обязаны строго соблюдать инструкцию по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов.
- В-четвертых, для перевозки таких грузов необходимо получение разрешения в соответствующих контролирующих инстанциях.
Каждый из перечисленных пунктов повышает стоимость перевозки. Кроме того, еще случаются трудности при составлении маршрута следования, например, из-за неудовлетворительных характеристик дорожного покрытия или других логистических проблем. Тогда логистическая компания вынуждена использовать другой вариант транспортировки, что иногда тоже стоит недешево.
Далеко не все автомобилисты сталкивались с необходимостью перевезти негабаритный груз, на транспортировку которого требуется для начала получить специальное разрешение. Потому большинство из водителей уверены, что такой документ выдают сотрудники ГИБДД. Но это не так. Автоинспекция может принимать участие в перевозке. Их задача заключается в том, чтобы определить, требуется ли грузовой машине сопровождение служебным авто ГИБДД. А вот сами разрешения выдают уполномоченные органы. Всё зависит от того, какие дороги будут использованы для транспортировки по согласованному маршруту. Они бывают:
- международными;
- федеральными;
- муниципальными.
Также сейчас существует понятие владельцев автодорог. Если участок находится в чьей-то частной собственности, а по нему проходит маршрут перевозки крупного негабарита, тогда разрешение потребуется получать и от него. В основном, разрешения получают от:
- Росавтодора;
- Исполнительных органов субъекта страны;
- Муниципальных органов самоуправления;
- Органов самоуправления конкретного поселения;
- Городских окружных органов самоуправления.
Транспортировка габаритных конструкций на легковых машинах представляет собой важное, но требующее особой осторожности и соблюдения правил действие. Негабаритные грузы могут включать в себя различные виды грузов, от стройматериалов до спортивных снарядов, и их перевозка может быть необходима в разных ситуациях. Однако, чтобы обеспечить безопасность на дорогах, соблюдение требований закона и мер безопасности является обязательным.
Важно помнить, что транспортировка негабаритных грузов должна соответствовать ПДД России и другим нормативным актам. Водители обязаны получать необходимые разрешения и согласовывать маршруты с компетентными органами. Грузы должны быть надежно закреплены, обеспечивая стабильность и безопасность во время движения.
Ввиду повышенной опасности для участников дорожного движения указанные грузы должны обозначаться знаком «Крупногабаритный груз» (п. 23.4 ПДД). Указанный знак устанавливается непосредственно на сам груз в крайней выступающей точке.
Следовательно, если груз превышает установленные нормы позади транспортного средства — устанавливается сзади. Если спереди и сзади – в обоих местах соответственно. Тоже самое касается и обозначения выступающих частей по бокам ТС.
Помимо знака, возможно, потребуется установить фонари или световозвращатели белого и красного цвета, соответственно, спереди и сзади, но это требование уместно при перевозке в темное время суток или при условиях ограниченной видимости.
Сложности перевозки негабаритного груза
По определению, работа с негабаритным грузом относится к особому виду перевозок. Для успешного завершения такой сложной доставки потребуется:
- Выбрать подходящее транспортное средство для доставки негабаритных грузов.
- Помнить про специфику регионов, через которые придется проезжать.
- Подобрать удобный путь для транспортировки, чтобы сэкономить денежные средства и время.
- Выполнить подсчет длительности перевозки.
- Учесть все возможные трудности, которые могут возникнуть во время доставки.
- Подсчитать, сколько денежных средств вы потратите на перевозку такого груза.
- Подписать все необходимые документы.
Оформление документов для перевозки
Чтобы без проблем перевезти негабаритный груз, потребуется правильно оформить все необходимые документы. В Инструкции Минтранса есть все основные правила оформления.
В ней содержатся параметры, а также классификация грузов. Весь негабарит находится под жестким контролем ГИБДД, а это значит, что транспортировать что-либо без документов не получится.
Получаем разрешительную документацию в Федеральном дорожном агентстве.
Туда предоставляем пакет документов, включающий в себя:
- заявление;
- схему перемещения;
- техосмотр на транспортное средство (с тягачом и полуприцепом);
- техпаспорт на размеры перевозимого предмета.
Максимально допустимые габариты и масса автогрузового транспорта
1.1. Максимальная длина, м
грузового автомобиля . 12,0
автобуса . 12,0
прицепа . 12,0
сочлененного транспортного средства. 20,0
сочлененного автобуса . 18,0
автопоезда. 20,0
1.2. Максимальная ширина, м
всех транспортных средств. 2,55
изотермических кузовов транспортных средств . 2,60
1.3. Максимальная высота, м. 4,0
2. Максимальные размеры транспортных средств, указанные в пункте 1 настоящего Приложения, включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры.
3. Любое транспортное средство при движении должно обеспечивать возможность поворота в пределах пространства, ограниченного внешним радиусом 12,5 м и внутренним радиусом 5,3 м.
4. Максимальное расстояние между осью запора сцепного устройства и задней частью комбинированного транспортного средства не должно превышать 12,0 м.
5. Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда, от внешней передней точки кузова или платформы для установки груза за кабиной до задней внешней точки прицепа, за вычетом расстояния между задней частью тягача и передней частью прицепа, не должно превышать 17,0 м.
6. Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда, от внешней передней точки кузова или платформы для установки груза за кабиной до задней внешней точки полуприцепа не должно превышать 16,4 м.
7. Установленный в кузове транспортного средства груз не должен выступать за заднюю внешнюю точку автомобиля или прицепа более чем на 2,0 м.
8. Расстояние между задней осью грузового автомобиля и передней осью прицепа должно быть не менее 3,0 м.
9. Горизонтально измеренное расстояние между осью шарнирного крепления полуприцепа и любой точкой передней части полуприцепа не должно превышать 2,04 м.
10. Длина транспортного средства должна измеряться в соответствии с пунктом 6.1 стандарта ISO 612-1978. При этом при измерении длины не учитываются следующие устройства, смонтированные на транспортном средстве:
- устройства для очистки стекол и брызговики;
- фронтальные и боковые маркировочные пластины;
- устройства для пломбирования и защитные приспособления для них;
- устройства для закрепления брезента и защитные приспособления для них;
- оборудование для электроосвещения;
- зеркала задней обзорности и приспособления для обзора пространства за автомобилем;
- воздуховодные трубки;
- длины клапанов и разъемов для соединения с прицепами или съемными кузовами;
- ступени для доступа в кузов, подъемник для запасной автопокрышки;
- подъемные платформы, ступени для доступа и иное аналогичное оборудование, не превышающее в рабочем положении 200 мм и выполненное таким образом, чтобы оно не могло увеличивать предельную массу загрузки автомобиля, установленную изготовителем.
11. Высота транспортного средства должна измеряться в соответствии с пунктом 6.3 стандарта ISO 612-1978. Причем при измерении высоты не должны учитываться смонтированные на транспортном средстве антенны и пантограф в поднятом положении.
Для транспортных средств, имеющих устройство для подъема оси, должен учитываться эффект от воздействия этого устройства.
12. Ширина транспортного средства должна измеряться в соответствии с пунктом 6.2 стандарта ISO 612-1978. При этом при измерении ширины не учитываются следующие смонтированные на транспортном средстве:
- устройства для пломб, печатей и защитные приспособления к ним;
- устройства для закрепления брезента и защитные приспособления к ним;
- выступающие части брызговиков;
- устройства для опознавания повреждения автопокрышек;
- осветительное оборудование;
- ступени, подвесные платформы и иное аналогичное оборудование, которое в рабочем положении выступает не более чем на 10 мм с каждой стороны транспортного средства, у которых обращенные вперед или назад углы ступеней имеют радиус закругления не менее 5 мм, а их кромки — радиус закругления не менее 2,5 мм:
- зеркала заднего обзора;
- индикаторы давления в шинах;
- втягивающиеся или убирающиеся в транспортном положении ступени или лестницы;
- искривленная часть поверхности автопокрышки, выступающая за точку ее контакта с поверхностью дороги.
Разрешение на перевозку
До сих пор многие автолюбители, которые не сталкивались с проблемой перевозки крупногабаритных грузов полагают, что разрешение следует получать в ГИБДД. На самом деле это не так.
С Госавтоинспекцией предусмотрена процедура согласования и связана она с обязанностью данной службы определить — есть ли необходимость в сопровождении груза и в форме сопровождения (перевозчиком специальным автомобилем или служебным автомобилем ГИБДД).
Разрешение на перевозку выдают ряд уполномоченных на то органов, в зависимости по каким дорогам согласовывается маршрут следования: международным, федерального значения или муниципальным. В последнее время еще появилась возможность получить указанное разрешение у владельца автодороги, если она в его собственности.
Органы, выдающие разрешение на транспортировку