Конституционный или Верховный суд, кто главнее?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конституционный или Верховный суд, кто главнее?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Полномочия, порядок образования и деятельности, структура Верховного Суда Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».

Что решает Верховный суд?

Верховный Суд Российской Федерации (далее – ВС РФ) является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

ВС РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВС РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

  • В качестве суда первой инстанции ВС РФ рассматривает административные дела:
  • об оспаривании правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
  • об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;
  • об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;
  • об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
  • о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
  • о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
  • об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
  • об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;
  • о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
  • по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.
  • ВС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации
  • ВС РФ дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров, выносит заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления; разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами
  • ВС РФ осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам своего ведения.
  • ВС РФ действует в составе Пленума, Президиума; Апелляционной коллегии – в качестве судебной коллегии; Судебной коллегий по административным делам, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Судебной коллегии по экономическим спорам, Судебной коллегии по делам военнослужащих и Дисциплинарной коллегии — в качестве судебной коллегии.
  • Пленум ВС рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации; решает вопросы, связанные с осуществлением в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации принадлежащего ВС РФ права законодательной инициативы по вопросам своего ведения; обращается с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации; утверждает составы судебных коллегий и переводы судей из одной судебной коллегии в другую; избирает судей Апелляционной коллегии; избирает судей Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации из числа судей судебных коллегий; утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав судебной коллегии, принимающей заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления; утверждает количественный и персональный состав президиума кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам; утверждает по представлению состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации и положение о нем; утверждает Регламент Верховного Суда Российской Федерации, Регламент проведения судебного примирения, а также список судебных примирителей; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
  • Президиум ВС РФ в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий ВС РФ, судебных составов этих коллегий и аппарата ВС РФ; утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей; утверждает положение об аппарате ВС РФ, его структуру и штатное расписание; рассматривает отдельные вопросы судебной практики; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Читайте также:  Стоит ли ожидать повышения зарплат сотрудникам полиции в 2024 году?

В состав Президиума ВС РФ входят Председатель ВС РФ, заместители Председателя ВС РФ и судьи ВС РФ. Председатель ВС и заместители Председателя ВС входят в состав Президиума ВС РФ по должности. Члены Президиума ВС РФ из числа судей ВС РФ утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на предложении Председателя ВС РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в количественном составе, определяемом Регламентом ВС РФ.

  1. Судебные коллегии ВС РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности ВС РФ; рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном и кассационном порядке; обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обобщают судебную практику; осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
  2. Апелляционная коллегия ВС РФ рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебными коллегиями ВС РФ; рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
  3. Дисциплинарная коллегия ВС РФ рассматривает дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков; по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о наложении дисциплинарных взысканий на судей и о результатах квалификационной аттестации судей.

В ВС РФ действуют общее собрание судей ВС РФ и Совет судей ВС РФ. Общее собрание судей ВС РФ избирает делегатов на Всероссийский съезд судей Российской Федерации по установленным Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» нормам представительства; принимает решения по всем вопросам, относящимся к деятельности органов судейского сообщества в Верховном Суде.

  • Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при ВС РФ действует Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом ВС РФ.
  • Печатным органом ВС РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации».
  • Организационное, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ВС РФ осуществляет аппарат ВС РФ, общее руководство деятельностью аппарата ВС РФ осуществляет Председатель ВС РФ.
  • ВС РФ обладает правами юридического лица, в том числе правом распоряжаться от имени Российской Федерации закрепленным за ним федеральным имуществом, правом выступать от имени Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации учредителем федеральных государственных бюджетных учреждений и иных организаций, подведомственных ВС РФ.

Верховный суд является высшим органом судебной власти в государстве и играет важную роль в системе правосудия.

Основной функцией Верховного суда является разрешение апелляционных и кассационных жалоб по решениям нижестоящих судов. Он рассматривает дела, которые имеют особую важность для правоприменительной практики и разъясняет нормы закона.

Верховный суд обеспечивает соблюдение конституционных прав и свобод граждан. Он защищает права и интересы граждан, а также осуществляет контроль за законностью деятельности органов государственной власти.

Верховный суд является гарантом справедливости и независимости судебной системы. Он принимает решения на основе Закона и устанавливает прецедентное значение своих решений.

У Верховного суда имеется важная роль в обеспечении проверки конституционности законов и других актов, принимаемых органами государственной власти. В случае несоответствия закона Конституции, Верховный суд может признать закон недействительным.

Результаты судебных решений Верховного суда важны для развития права и укрепления правового государства. Они создают прецеденты, которые могут оказывать влияние на законодательные процессы и политическую систему.

Функции Верховного суда:
  • Разрешение апелляционных и кассационных жалоб
  • Защита прав и интересов граждан
  • Контроль за законностью деятельности государственных органов
  • Обеспечение проверки конституционности законов и актов
  • Создание прецедентного значения для развития права

Ограничение полномочий

Одним из способов обеспечить баланс власти между Верховным и конституционным судами является ограничение их полномочий. Это необходимо для предотвращения возможности злоупотребления властью и превышения своих компетенций.

Ограничение полномочий Верховного и конституционного судов может осуществляться различными способами:

  • Законодательными ограничениями, которые определяют, в каких случаях и каким образом суды могут вмешиваться в работу других ветвей власти.
  • Пределами юрисдикции, которые определяют сферу влияния каждого суда. Например, Верховный суд может иметь такие полномочия, как рассмотрение апелляций и кассаций по уголовным делам, в то время как конституционный суд может заниматься только вопросами конституционности законов.
  • Процессуальными ограничениями, которые определяют порядок и условия рассмотрения дел судом. Например, Верховный суд может быть обязан рассматривать только те дела, которые были предварительно рассмотрены нижестоящими судами.
Читайте также:  Как оформить инвалидность ребенку?

Ограничение полномочий судов помогает установить равновесие между ветвями власти и обеспечить их независимость друг от друга. Оно также помогает предотвратить возможность решений, принятых судами, которые могут существенно изменить политическую, экономическую или социальную ситуацию в стране.

Роль и полномочия Конституционного Суда

Конституционный Суд является органом конституционно-правового контроля и имеет важную роль в системе государственной власти. Он независим от других ветвей власти и обладает высокой степенью конституционной защиты.

Основная роль Конституционного Суда заключается в охране и защите конституционного строя государства, обеспечении соблюдения конституционных принципов и гарантий. Он является главным органом по постановлению официальных и окончательных решений по вопросам конституционности законов и иных нормативных актов.

Конституционный Суд имеет широкие полномочия, включающие следующие:

  • Проверка конституционности законов и нормативных актов. Конституционный Суд анализирует соответствие законов и нормативных актов Конституции, решает, являются ли они противоречивыми или несоответствующими основным конституционным принципам. Если Суд признает закон или нормативный акт несоответствующим Конституции, он может быть признан недействительным или частично недействительным.

  • Разрешение конституционных споров. Конституционный Суд занимается разрешением конституционных споров между различными органами государственной власти или административными юрисдикциями. Суд выносит решение, которое является обязательным для всех сторон.

  • Контроль за соблюдением прав и свобод граждан. Конституционный Суд проверяет соблюдение прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией. Если Суд обнаруживает нарушение, он может принять меры по защите этих прав и свобод.

Кроме того, Конституционный Суд может выносить решения по другим вопросам, связанным с конституционными проблемами, по заявлениям граждан и организаций, а также по запросам других органов государственной власти.

Таким образом, Конституционный Суд играет важную роль в обеспечении конституционности законодательства и защите прав граждан. Его полномочия помогают поддерживать стабильность и соблюдение законности в государстве.

Конституционный Суд является высшим судебным органом по рассмотрению конституционных споров и контролю за соблюдением конституционных прав и свобод граждан. Он является независимым и объективным органом, который обладает правом отменять незаконные нормы законодательства и принимает решения, которые имеют обязательную силу для всех государственных органов и граждан.

Верховный Суд, в свою очередь, является высшей инстанцией общей юрисдикции, которая рассматривает гражданские, уголовные и административные дела. Верховный Суд не занимается проверкой законности законов, а лишь применяет их к конкретным правовым спорам. Решения Верховного Суда также обязательны для исполнения, но только для конкретных сторон дела.

Таким образом, Конституционный Суд является более высоким и важным органом в юридической системе, так как он обладает правом контроля и отмены незаконных норм законодательства, в то время как Верховный Суд занимается рассмотрением конкретных правовых споров и применением законов к этим спорам.

Прецедентное право и Верховный Суд

Прецедентное право является одной из основных характеристик общего права, к которому относится Россия. В отличие от континентальной системы права, где действуют законы, в общем праве роль играют прецеденты. Правовая система России предусматривает использование обоих подходов – законодательный и прецедентный.

Верховный Суд является главным органом, отвечающим за разработку и утверждение прецедентов. Корпус Высшего Суда состоит из опытных судей, которые сосредоточены на вынесении решений, которые могут служить примером для будущих дел. Таким образом, коллегиальный прирост решения Верховного Суда является основой для формирования прецедентов в системе юстиции.

  • Прецедентное право в Верховном Суде помогает стандартизировать принципы правосудия. Это делает судебную систему более предсказуемой и справедливой для всех участников.
  • Прецеденты – это не просто руководство для судей. Они также являются юридическими источниками для адвокатов, которые используют их в своей аргументации.
  • Однако прецедентное право не означает полное отсутствие законодательства. Напротив, законодательство и прецеденты взаимодействуют друг с другом, создавая устойчивую систему права.
  • Верховный Суд играет важную роль в правовой системе России, определяя нормы права и оказывая влияние на следующие правовые решения.

Важность конституционного суда в правовой системе

Конституционный суд играет важнейшую роль в правовой системе государства. Его функции и задачи направлены на защиту конституционного строя и обеспечение соблюдения основных принципов и норм, закрепленных в Конституции.

Основная задача конституционного суда заключается в охране конституционности законов и нормативных актов. Это означает, что конституционный суд имеет право отменить неправомерные или противоречащие Конституции нормы, принятые законы или действия органов государственной власти.

Кроме того, конституционный суд имеет важную роль в контроле за соблюдением прав и свобод граждан. Он разрешает конституционные жалобы, представления и иски, которые связаны с нарушением конституционных прав и свобод личности.

Уникальность и важность конституционного суда заключается ещё и в его способности интерпретировать Конституцию и урегулировать спорные ситуации, возникающие в связи с её применением. Это позволяет обеспечить юридическую стабильность и предсказуемость правовой системы, а также урегулировать конфликты между различными органами государственной власти.

Таким образом, конституционный суд является гарантом и защитником конституционности в правовой системе страны, способным предотвратить нарушения конституционных прав и свобод граждан, а также обеспечить справедливость и устойчивость правового порядка. Его роль и значимость не менее важны, чем роль верховного суда, и вместе они составляют основу судебной системы государства.

Сравнение роли Верховного и Конституционного суда

Верховный суд:

Верховный суд является высшим судебным органом в стране и занимается разрешением споров и урегулированием противоречий, возникающих в области нормативного права. Главная роль Верховного суда заключается в толковании и применении законов во всех уровнях судебной системы. Он обеспечивает единообразное толкование законодательства и принимает окончательные решения по вопросам, входящим в его компетенцию.

Верховный суд рассматривает апелляции постановлений нижестоящих судов, представляет общеисправительные функции в контролируемых областях правоприменения, а также принимает активное участие в разрешении конституционных вопросов.

Конституционный суд:

Конституционный суд отвечает за защиту конституционных прав и свобод граждан, а также исполнение федеральных и региональных законов и актов, противоречащих Конституции. Он занимается интерпретацией Конституции и рассматривает конституционные жалобы, касающиеся нарушения конституционных норм и противоречий в законодательстве.

Конституционный суд является независимым органом, отделённым от системы обычных судов. Он принимает решения, имеющие высокую юридическую силу и обязательность для всех государственных органов и организаций. Конституционный суд является важным элементом системы контроля над соблюдением конституционного строя и обеспечения верховенства права в стране.

Верховный суд: определение, задачи и полномочия

Основной задачей Верховного суда является интерпретация конституции и контроль за ее соблюдением. Судьи этого суда отбираются на постоянной основе и имеют независимость от других ветвей власти. Верховный суд рассматривает апелляции по делам, решения которых могут иметь широкие последствия и влиять на правовую практику. Кроме того, этот суд рассматривает дела, касающиеся конституционности законов и регулирования споров между штатами.

Верховный суд обладает широкими полномочиями, включая возможность осуществления контроля за действиями других судебных органов, разрешение споров между федеральной и региональными властями, а также защита конституционных прав граждан. Решения Верховного суда являются прецедентами, которые затем используются нижестоящими судами при рассмотрении подобных дел.

Роль и функции Конституционного суда

Роль Конституционного суда заключается в следующих функциях:

1. Защита конституционности. Конституционный суд проверяет соответствие законов и иных нормативных актов Конституции. Он имеет право отменить недействующие или противоречащие Конституции акты, восстановить правила Конституции или прекратить действие ненадлежащих законов.

2. Определение компетенции государственных органов. Конституционный суд разрешает споры о компетенции между различными органами государственной власти. Он определяет, кто имеет право принимать решения в определенной сфере и выступает в качестве независимого арбитра, защищая принцип разделения властей и предотвращая их нарушение.

Читайте также:  Как выписать человека из квартиры и можно ли без согласия

3. Защита и осуществление прав и свобод граждан. Конституционный суд гарантирует защиту основных прав и свобод граждан, прописанных в Конституции. Он является инстанцией, обеспечивающей соблюдение конституционных гарантий и обращений граждан.

4. Содействие стабильности правового порядка. Конституционный суд обеспечивает стабильность и предсказуемость правовой системы, предотвращая произвол и непредсказуемость решений органов государственной власти.

Таким образом, Конституционный суд занимает важное место в правовой системе, обеспечивая защиту конституционности и гарантируя соблюдение прав и свобод граждан.

Компетенции и полномочия

Конституционный суд отвечает за контроль конституционности законов и иных нормативных актов. Он имеет право объявить акт неконституционным, если он противоречит Конституции страны. Кроме того, Конституционный суд рассматривает конституционные жалобы, содержащие жалобы на нарушение прав и свобод граждан, а также жалобы на нарушение принципов и норм Конституции.

Верховный суд занимается осуществлением надзора за судебной деятельностью и рассмотрением кассационных и надзорных жалоб. Верховный суд принимает решения в случаях, когда решение нижестоящих судов является противоречащим законодательству или существующей судебной практике.

Компетенции Конституционного суда Компетенции Верховного суда
Контроль конституционности законов и иных нормативных актов Надзор за судебной деятельностью
Рассмотрение конституционных жалоб Рассмотрение кассационных и надзорных жалоб
Принятие решений в случаях противоречия судебной практики

Таким образом, Конституционный суд и Верховный суд выполняют разные функции в разных областях права. Компетенции этих судов специализированы и направлены на обеспечение законности и соблюдения конституционных принципов в стране.

Конституционный суд и Верховный суд имеют различные функции и полномочия, которые определяются в соответствии с конституцией каждой страны.

Конституционный суд обычно занимается контролем конституционности законов и актов власти. Его задачей является обеспечение соблюдения конституционных принципов и норм в деятельности других ветвей власти. Конституционный суд выступает как орган, не только рассматривающий конкретные споры и дела, но и выносящий решения, имеющие общеобязательную силу.

Верховный суд, в отличие от Конституционного суда, принимает участие в общей системе судебной власти. Он рассматривает дела на основе общего права, а не только конституционных принципов. Верховный суд выносит решения по спорам гражданского и уголовного права, а также другим категориям права, в зависимости от компетенции, предоставленной ему конституцией или законом.

Конституционный суд имеет право отменять законы и акты, которые противоречат конституции, считать их недействительными или несоответствующими конституции. Верховный суд, в свою очередь, рассматривает дела на основе существующих законов и норм права, применяет их к конкретным ситуациям и выносит решения по делам.

Конституционный суд часто имеет полномочия по осуществлению конституционного контроля, то есть проверку законов и актов на соответствие принципам и нормам конституции. Верховный суд, в свою очередь, выносит решения по конкретным делам на основе существующих законов и норм права.

Оба суда играют важную роль в правовой системе государства и способствуют обеспечению правовой состоятельности и контролю власти. Однако, их функции и полномочия различны и направлены на разные аспекты правовой системы.

Компетенция и влияние на правовую систему

Компетенция Конституционного суда в основном заключается в контроле конституционности законов и нормативных актов. Конституционный суд обладает правом признавать неконституционными нормы, которые противоречат Конституции государства. Он также рассматривает конституционные жалобы граждан и организаций, связанные с нарушением их конституционных прав. Влияние Конституционного суда на правовую систему заключается в его возможности ограничивать действие неконституционных норм и модифицировать законы.

В отличие от Конституционного суда, Верховный суд рассматривает гражданские, уголовные и административные дела. Он является последней инстанцией, в которую может обратиться гражданин или организация для разрешения споров или обжалования судебных решений. Компетенция Верховного суда включает оценку соблюдения процессуальных правил и норм права, а также интерпретацию законодательства. Влияние Верховного суда на правовую систему проявляется в установлении прецедентного права и создании набора судебных решений, которые становятся руководством для остальных судов.

Таким образом, Конституционный суд и Верховный суд имеют различные компетенции и воздействие на правовую систему. Конституционный суд защищает конституционные принципы и ограничивает неконституционные нормы, в то время как Верховный суд обеспечивает судебные гарантии и определяет правовые прецеденты.

Различия между Конституционным и Верховным судом

Статус:

  • Конституционный суд считается верховным и высшим судебным органом в вопросах конституционности законов и актов, принятых властями.
  • Верховный суд является высшим судебным органом в гражданских и уголовных делах в рамках обычной судебной деятельности.

Функции:

  • Конституционный суд рассматривает дела по конституционным жалобам или запросам сторон, когда законодательство или акты властей считаются несоответствующими Конституции страны.
  • Верховный суд служит последней инстанцией по обычным гражданским и уголовным делам, рассматривая апелляции, кассационные и надзорные жалобы на решения нижестоящих судов.

Полномочия:

  • Конституционный суд может отменять неконституционные законы и акты, а также обеспечивать защиту конституционных прав граждан и органов власти.
  • Верховный суд решает споры, связанные с применением закона, утверждает правовую практику и является верховным арбитром в судебных спорах.

Таким образом, Конституционный суд и Верховный суд имеют разные функции, полномочия и статусы. Конституционный суд занимается контролем конституционности, в то время как Верховный суд выполняет общую судебную деятельность. Оба суда играют особую роль в обеспечении правовой государственности и защите прав и свобод граждан.

В своей великой и несомненной мудрости: как исполняются решения КС

Конституционный суд рассматривал дело, в котором должник банкротился. Когда арбитражный суд признает должника банкротом, судебные приставы прекращают исполнительное производство, а взыскание долгов становится возможным только в банкротной процедуре. Приставы должником-банкротом не занимаются.

Но тем не менее,

ничто не запрещает судебным приставам применить механизм, описанный Конституционным судом и изъять за долги единственное жильё.

Но для этого приставам надо будет доказывать, что есть основания для изъятия: заказывать проведение оценки стоимости, доказывать злоупотребления, изучать, как соотносятся даты продажи иного имущества и дата покупки жилья, обосновывать, почему жильё явно превышает необходимое и т.д.

Как правило, приставы недостаточно мотивированы, чтобы проворачивать такой объём работы. Они же не свои деньги с должника взыскивают. Но не исключено, что некоторые кредиторы будут всячески понуждать судебных приставов хотя бы попытаться изъять у должника единственное жильё, опираясь на Постановление №15.

Правило «единственное жильё за долги не забирают» уже не такое «железобетонное», как раньше. Теперь должник рискует лишиться единственного жилья.

Суд может принять решение об изъятии единственного жилья, если решит, что должник действовал недобросовестно, злоупотреблял правом и при этом на должнике висел долг. Причём рыночная стоимость купленного должником жилья свидетельствует о том, что у должника были возможности вернуть долг, а само жильё явно больше и роскошнее разумно необходимого.

У некоторых кредиторов открываются возможности взыскать долги, которые ранее невозможно было взыскать из-за того, что у должника нет имущества, кроме единственного жилья.

Риск лишиться жилья возникает не только в процедуре банкротства, но и в «обычном» исполнительном производстве, которым занимается служба судебных приставов. Кредитором в таких делах может быть как гражданин, так и юридическое лицо, например, банк.


Похожие записи:

Добавить комментарий