Основные функции уполномоченного по правам ребенка в РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные функции уполномоченного по правам ребенка в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Детский омбудсмен в России обладает особыми полномочиями, чтобы предотвращать и расследовать нарушения прав детей. Он имеет право посещать места лишения свободы, медицинские учреждения, образовательные учреждения и другие места, где находятся несовершеннолетние. Кроме того, омбудсмену предоставлена возможность проводить расследование по жалобам и сообщениям о нарушении прав детей.

Содействие восстановлению нарушенных прав детей

Уполномоченный по правам ребенка в России имеет особые полномочия и выполняет важную роль в защите прав детей. Его задача заключается в услуге детям, которые оказались в трудных жизненных ситуациях, и восстановлении нарушенных прав детей.

Во всех российских регионах есть отдельный официальный уполномоченный по правам ребенка, который действует в интересах всех детей, независимо от их социального статуса. Он следует законодательству и принимает все необходимые меры для защиты прав детей.

Если ребенка нарушены его права, он и его родители или законные представители имеют возможность обратиться в приемное учреждение, где принимаются жалобы на нарушения прав детей. В приемном учреждении представители уполномоченного проводят правовую оценку ситуации, а также могут оказать помощь в написании заявления в прокуратуру.

Уполномоченный по правам ребенка может также действовать в отношении институтов гражданской общественности, например, рассказывая гражданам о своей работе и структуре института. Он обладает информацией об институтах, которые могут помочь восстановить нарушенные права ребенка.

Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ

Федеральный омбудсмен по правам ребенка назначается и освобождается лично Президентом РФ. Лицо, назначенное на данную должность, обладает неприкосновенностью на протяжении всего периода деятельности. То есть не может быть обыскан или арестован, находиться под следствием или обвиняться в совершении преступления.

Важно! Если на территории вводится режим чрезвычайного положения, Уполномоченный по правам ребенка должен продолжать осуществлять свою деятельность и не покидать страну.

Омбудсмен является отдельной правовой единицей и не заменяет действий отделов опеки, прокуратуры или суда. Его функционирование осуществляется параллельно. При этом он имеет право подать исковое заявление о восстановлении нарушенных прав несовершеннолетнего.

Основная деятельность уполномоченного лица состоит не только в решении вопросов федерального значения (законодательная инициатива), но и в рассмотрении частных жалоб. Подать заявление о помощи в восстановлении нарушенных прав детей могут граждане со всей территории РФ.

Основные и особые права ребёнка в РФ

У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.

У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.

Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:

  • Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
  • Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
  • Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
  • Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
  • Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.

Образец заявления уполномоченному по правам детей в РФ

Жалоба оформляется в соответствии с принятыми нормами деловой переписки. Поэтому она должна содержать:

  • данные УППР, которому она направляется;
  • сведения о заявителе – полностью ФИО, данные из паспорта, контактные данные. Нужно указывать только актуальную информацию, потому что может возникнуть необходимость в тесном взаимодействии с заявителем. Поэтому телефон должен быть работающий, адрес фактическим. Если место жительства и место регистрации не совпадают, нужно указать 2 адреса;
  • «тело». Здесь подробно описываются обстоятельства, которые привели к обращению к детскому омбудсмену;
  • дату написания и подпись заявителя.

В «теле» обращения нужно подробно расписать:

  • права отпрыска, которые были нарушены;
  • кем они были нарушены;
  • предпринимались ли какие-то действия или только бездействие;
  • со стороны каких уполномоченных органов;
  • какие меры были предприняты заявителем для защиты прав своего дитя;
  • правильно сформулированные результаты, которых заявитель желает достичь путём данного обращения.

«Законодательная шапка»

В конце 2018 года был принят федеральный закон, № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации». До этого федеральный уполномоченный по правам ребенка работал просто по указу президента, в котором почти не было прописано ни каких-то внятных полномочий, ни обязательств, а региональные уполномоченные вообще не имели федеральной «законодательной шапки», напоминает Бунимович. В итоге в одних регионах действовало очень подробное местное законодательство по уполномоченному по правам ребенка, в других не было практически ничего, на практике уполномоченные работали даже без секретаря, который бы отвечал на телефонные звонки.

«Появление нового закона диктует необходимость принимать региональные законы (там, где их не было) или поправки к ним, — говорит Бунимович. — А за этим уже стоит гарантия финансирования и аппарат. Стал более внятным сам статус уполномоченного и его ответственность, что тоже важно, особенно в регионах, где наши коллеги вообще работали на общественных началах. Так что с организационной точки зрения это сработало. Но, как всегда, за федеральным рамочным законом должны появиться региональные нормативные акты. К сожалению, Москва до сих пор не привела свое законодательство в соответствие с федеральным».

О трудностях во время пандемии

— Сложно было после вступления в должность почти сразу столкнуться с пандемией?

— Я в январе вступила, а началось в марте. Сложность в том, что я не могла по тяжёлым случаям выехать в семью или в учреждения. Когда у нас началась история с дистантом, я понимала, что организацию процесса необходимо держать на контроле. Всё прошло в итоге удачно, но путь к этому у каждого образовательного учреждения был свой. Были и такие дни, когда система МЭШ (Московская электронная школа. — RT) не выдерживала и зависала. Мы, конечно, благодарны производителям коммерческих образовательных платформ, которые предоставили доступ бесплатно на период пандемии. Но с платформами была неразбериха, всплывал нежелательный контент. И учителя, и дети немного терялись. И мы сформировали предложения к московской системе образования, касающиеся организации дистанционного обучения, которые включали в себя также разработку единой платформы на российском ПО. Я как вижу? Когда ребёнок ходит в школу физически, то прикладывает на входе карточку и понимает: в этой школе направо пойдёшь — кабинет физики, налево — кабинет химии, там спортзал, там столовка, там директор сидит. По этому же принципу должен быть организован и дистант: один пароль и понятный дизайн.

— Как вы относитесь к обсуждениям того, что грядёт разделение: дистанционное обучение — для бедных, а элитные школы дистанционно учиться никогда не будут?

— Никогда так не будет. В нашей стране обучение всегда будет оффлайн — даже президент уже об этом говорил.

Дистанционное обучение, конечно, имеет право на существование. Некоторым оно необходимо. У меня сын — профессиональный спортсмен. Вот если бы в его школьные годы было дистанционное образование, он бы смог нормально учиться, а не урывками. Есть дети, которые очень рано профессионально определились. Это юные спортсмены, музыканты. Им достаточно общеобразовательного курса на дистанте, который никак не повлияет ни на спортивный график, ни на гастрольный.

Стало также ясно, что дистант совершенно не подходит детям с ограниченными возможностями здоровья. Например, с расстройствами аутичного спектра, которые работают только глаза в глаза с дефектологами, логопедами, психологами. Эти дети оказались наедине с родителями. Их в школе не только социализируют, но и вводят в систему работы. Сейчас мы думаем о том, как решить эту проблему.

— Остальное всё работает?

— Остальное работает. Многие родители просто не понимали, как правильно жить по режиму. Обычно как? Подъём, ребёнка покормили — и в школу. Вот он и режим. На удалёнке это не работает. Подъём нужен независимо от того, что урок начинается в девять. Необходимо вставать в семь тридцать, зарядка, завтрак, уроки… С одной стороны, пандемия — это плохо, с другой — она выявила роль школы и учителя в каждодневной жизни семьи. Заставила родителей больше уважать учителей, их труд. Вынужденный карантин не только высветил проблемы, но и очеловечил нас. Мы поняли, что у нас есть тыл — наша семья, о чём мы в суете стали забывать.

Читайте также:  Как получить социальную карту Москвича пенсионеру без прописки

— В связи с нынешней волной COVID-19 не все родители успели сделать обязательные прививки детям и теперь боятся санкций. Что посоветуете?

— В законе нет никаких санкций. С другой стороны, есть социальная ответственность всех людей в условиях пандемии. Исходя из этих постулатов и нужно действовать.

— Сегодня обсуждают регламентацию родительских чатов (только в определённых мессенджерах и только с участием школьных психологов). Насколько это актуальная мера и будет ли она способствовать оздоровлению общения в школах?

— Родительские чаты — это дело родителей. Модерировать их должны сами родители, возможно, родительский комитет. Что касается участия в них представителей образовательной организации — это вопрос корпоративной политики и этики организации. Регламенты, на мой взгляд, простые и понятные: взаимодействие участников должно происходить в рамках закона.

Отчет о работе производится в полной форме с информированием общественности и всех заинтересованных органов. Вся деятельность является подотчетной, что означает ее документальное оформление.

Отчеты могут быть месячными или годовыми. В последнем случае оформляется полноценный доклад с включенной в него статистикой и всеми показателями, относящимися к несовершеннолетним и их правам.

На заметку! Уполномоченные лица вправе требовать формирования таких отчетов с подконтрольных ему органов и выдаче им полноценной информации в необходимом варианте. Из таких отчетов делается статистическая выкладка с привлечением требуемых специалистов и организаций.

Вся отчетность используется для предоставления обществу с привлечением внимания к проблемам, связанным с детством и правами несовершеннолетних.

Читать так же: ​​Как перейти на домашнее обучение?

Функции института уполномоченного по правам ребенка в России

Чтобы понять, в чем заключается деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ, необходимо знать, какие функции выполняет лицо и какие у него есть права.

Уполномоченный по правам ребенка в России должен выполнять следующие функции:

  • Осуществление контроля за соблюдением правовых актов и законов, относящихся к детям (международных и российских);
  • Оказывать помощь в восстановлении нарушенных прав;
  • Контроль за работой местных органов, прямая обязанность которых устранять нарушения, связанные с ущемлением прав и законных интересов несовершеннолетних. Детский омбудсмен может выдавать поручения выполнить те или иные требования;
  • Обобщение и анализ имеющейся практики. Для выполнения этой функции могут привлекаться специалисты и разные учреждения;
  • Помогать родителям, чьи дети находятся в нелегкой ситуации, наладить взаимоотношения со своими детьми;
  • Привлекать инстанции, которые помогут содействовать в решении проблем с ребенком;
  • Доносить информацию до родителей и детей об имеющихся у них правах и обязанностях;
  • Любыми усилиями защитить ребенка от разного вида насилия, например, от жестокого обращения с ребенком.

Итак, уполномоченные по правам ребенка должны обеспечивать несовершеннолетним гражданам полную защиту. Их деятельность связана с тем, чтобы помогать детям развиваться и воспитываться в гармоничной и здоровой среде, без ущемления его достоинств и прав.

Права института уполномоченного по правам ребенка

Представитель организации по защите прав ребенка или непосредственно сам омбудсмен имеет следующие права:

  • Рассматривать жалобы и обращения граждан, поступающих в институт;
  • Принимать жалобы на органы власти и различные организации;
  • Предоставлять бесплатную помощь юристов детям и их родителям;
  • Защищать права детей в судебной инстанции;
  • Проводить проверку и изучение ситуаций, в которых были нарушены права детей;
  • Доносить до правоохранительных органов информацию о совершении преступных деяний по отношению к детям;
  • Оказывать всякое содействие власти и организациям в устранении нарушений/ последствий нарушения прав несовершеннолетних;
  • Проводить воспитательные беседы, которые помогут решить трудные проблемы, в которых задействованы дети;
  • Рекомендовать власти способы по улучшению деятельности, связанной с защитой детских прав и законных интересов (например, разработка какого-нибудь проекта);
  • Собирать, изучать, анализировать и доводить до общественности информацию, связанную с вопросом защиты детей;
  • Инициировать решение вопросов, связанных с ситуацией грубого нарушения прав детей;
  • Не разглашать информацию о нарушении прав детей без согласия на то обратившегося лица;
  • Запрашивать в различных организациях данные, которые помогут доказать факт нарушения прав несовершеннолетних и разрешить ситуацию.

Как и в какие сроки выносится решение по жалобам

Омбудсмен располагает правом принять акт о начале производства или отказать в этом. По закону, относительно принятия жалоб уполномоченный по правам детей наделен следующими возможностями:

  • Может рассмотреть обращение, если заявитель ранее обращался в уполномоченные и компетентные по вопросам детей структуры, но результатом проведенной работы остался недоволен. Срок обращения в данной ситуации — не позднее года с момента нарушения прав несовершеннолетнего или с даты, когда он или ответственные за опеку и попечительство лица узнали об этом;
  • Ответственное лицо может перенаправить заявителя в те институты, которые занимаются его проблемой в первую очередь;
  • Предусмотрены случаи, когда уполномоченный по правам детей самостоятельно перенаправляет жалобу заявителя в компетентные инстанции, способные ему помочь в решении проблемы.

В случае, когда омбудсмен отказывается принять обращение к рассмотрению, заявителю сообщается об этом в 10-дневный срок. Если обращение и жалоба принята, орган, работа которого подлежит обжалованию, уведомляется об этом.

Читайте также:  Как вести себя с коллекторами? Права и обязанности взыскателей

Чем занимается детский омбудсмен в городах и регионах России

Уполномоченный по правам несовершеннолетних в субъекте имеет полное представление о положении дел в этой области. Он наделен правами лично принимать участие в решении проблем и ущемленных интересов отдельно взятого несовершеннолетнего.

Уполномоченное лицо в регионах имеет общественный авторитет. На эту должность кандидатов тщательно отбирают. Требования предъявляются как к профессиональным, так и личностным качествам соискателя должности.

Отличие работы регионального уполномоченного от комиссии по делам несовершеннолетних:

  • специализируются на изучении вопросов беспризорности и разработке методов ее профилактики;
  • занимаются теми подростками, которые считаются “проблемными”;
  • в их состав входят представители исполнительной власти.

Конвенция о правах ребенка

Становление общемировой практики защиты детских прав началось еще в 1946 году, когда Организация Объединенных Наций создала Детский Фонд. По истечении 2 лет Всеобщая декларация, сообщающая о всех человеческих правах, начала действовать. В 1966 году вышли пакты, которые подтвердили, что ребенок тоже имеет права и, более того, нуждается в особо сильной защите.

Результатом всех этих документов стала сначала принятая в 1959 году декларация, провозглашающая список прав несовершеннолетних, а затем в 1990 начала действовать Конвенция по правам, которую приняли к 1995 году все мировые государства. А 20 ноября, когда и была принята Конвенция о правах ребенка, считается Днем детей. И по сей день ведется работа над Конвенцией, мировые комитеты и отделы по защите прав несовершеннолетних постоянно предлагают все новые поправки.

Как назначают уполномоченного по правам ребенка?

Назначение уполномоченного происходит в соответствии с законодательством и осуществляется на основе определенных процедур. Кандидаты на должность уполномоченного по правам ребенка подвергаются тщательному отбору. Для назначения омбудсмена по правам ребенка проводится открытый конкурс, в ходе которого учитываются профессиональные, образовательные и этические качества кандидатов.

Уполномоченный по правам ребенка получает особые полномочия и обязанности, с помощью которых осуществляет свою деятельность в защиту прав и интересов детей. В числе его основных направлений деятельности — обеспечение прав детей на образование, здоровье, жизнь в семье, а также противодействие насилию, дискриминации и эксплуатации несовершеннолетних.

Особые функции и полномочия уполномоченного по правам ребенка также определены в федеральном законодательстве. Закреплены его права на информацию, доступ к документам и участие в международных организациях. Он имеет право на принятие и рассмотрение обращений от детей, их родителей, опекунов и на участие в судебных процедурах в интересах детей.

Литература по теме:

  • Закон Российской Федерации «О правах ребенка»
  • Конституция Российской Федерации
  • Конвенция ООН о правах ребенка

Основные и особые права ребёнка в РФ

У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.

У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.

Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:

  • Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
  • Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
  • Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
  • Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
  • Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.


Похожие записи:

Добавить комментарий