Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уровни профессиональных стандартов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К настоящему времени существует более 1200 профстандартов. Основу каждого из них составляет понятие уровня профессиональной квалификации как меры способности работника к выполнению должностных обязанностей в конкретной профессии.
Общие положения о профессиональных стандартах
Профессиональным стандартам в Трудовом кодексе РФ (далее — ТК РФ) посвящено несколько статей (ст. 195.1–195.3), согласно которым под ПС понимаются принимаемые Министерством труда и социальной защиты РФ (далее — Минтруд РФ) нормативные акты, содержащие характеристики степени квалификации работника, необходимой для выполнения его трудовых функций. Под квалификацией, в свою очередь, подразумевается определенный вид образования, стаж, иные знания и умения сотрудника, благодаря которым он может претендовать на соответствующую должность (специальность).
При этом не следует воспринимать профстандарты как обязательные для исполнения документы. Параллельно с ними действуют также Единый тарифно-квалификационный справочник и Единый квалификационный справочник, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 (далее — справочники). Какими именно квалификационными актами пользоваться при определении должностных обязанностей персонала, пока еще решает администрация организации. Однако в п. 4 письма Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 говорится о том, что справочники со временем все-таки будут полностью заменяться стандартами.
Всего выделяется 9 уровней квалификации в профессиональных стандартах, разбиваемые на 3 группы:
- Наиболее простые трудовые функции с индивидуальной ответственностью отнесены (1–3).
- Деятельность специалистов (4–7).
- Самые сложные обязанности руководителей (7–9).
Далее мы рассмотрим каждый из уровней подробно:
Уровни |
Критерии степени квалификации |
Способы приобретения уровня |
||
Полномочия и ответственность (компетенция) |
Знания и навыки |
Умения |
||
1 |
Работа под чьим-то контролем |
Общие знания |
Выполнение обычных поручений |
Краткие объяснения сути работы, практический опыт |
2 |
Подконтрольная работа с некоторой долей автономности |
Специальные знания |
Выполнение обычных заданий, выбор наиболее приемлемого варианта исполнения |
Краткосрочные программы обучения (до 2 месяцев) |
3 |
Труд под управлением третьего лица, но с независимым решением типовых задач и планированием своей работы |
Понимание методов и технологий |
Разрешение типовых задач и выбор целесообразного пути их реализации |
Начальные профессиональные программы (до 1 года) |
4 |
Работа под началом руководителя со свободным принятием решений по вопросам, требующим аналитического подхода; планирование своих дел, а также труда группы сотрудников; ответственность за коллективные результаты |
Владение научно-техническими и методическими понятиями, независимая обработка информации |
Решение практических вопросов, выбор метода исполнения работы, контроль и оценка деятельности |
Обучение до среднего профессионального уровня |
5 |
Независимая деятельность, управление подразделением, ответственность за результативность группы сотрудников или подразделения |
Технологические и методические знания, самостоятельный информационный поиск |
Работа над проблемами с элементами проектирования, отбор вариантов действий, контроль и оценка результатов |
Программы подготовки специалистов среднего звена |
6 |
Автономное функционирование с постановкой задач для себя и подчиненных, налаживание взаимоотношений работников своего и смежных отделов, ответственность за успех своего подразделения или организации |
Владение технологическими и методическими навыками, инновационными знаниями; умение искать, анализировать и оценивать специализированную информацию |
Администрирование отдельного направления профессиональной деятельности |
Высшее (бакалавриат), среднее профессиональное образование по подготовке специалистов среднего звена |
7 |
Стратегическое планирование, управление учреждением или звеном, ответственность за деятельность организации или крупного участка |
Понимание методологии профессиональной деятельности, создание новых прикладных знаний, поиск и анализ сведений для работы отрасли или организации |
Обеспечение развития профессиональной области или предприятия, разработка неиспользованных методов и технологий |
Высшее образование (магистратура или специалитет), дополнительные специализированные программы |
8 |
Заведование крупными предприятиями, ответственность за функционирование крупных компаний или сферы экономики |
Разработка новых межотраслевых знаний, информационная работа с целью развития отрасли |
Исследовательская и проектная работа для повышения эффективности отрасли |
Аспирантура, ординатура, ассистентура, высшее образование (магистратура) |
9 |
Управление техническими системами, экономическими и социальными процессами, а также ответственность на государственном или международном уровне |
Открытие фундаментальных междисциплинарных знаний |
Методология, исследование и проектирование задач для повышения производительности процессов |
Аспирантура и т. п., дополнительные программы обучения |
Понятие профессиональных стандартов, сфера их применения
Исходя из ст. 195 ТК РФ, профессиональный стандарт представляет собой документ с набором определенных профессиональных характеристик, которым должны соответствовать сотрудники с целью исполнения конкретных задач на занимаемой должности.
Первые проекты подобных документов зафиксированы еще в 2013 году. Однако только с 2015 года некоторые из них стали обязательными к применению для ряда нанимателей, профессий и должностей.
Профстандарты могут разрабатываться работодателями самостоятельно или с привлечением дополнительных экспертов в указанной области. Помимо этого, стандарты, скорректированные под нужды конкретного предприятия, также могут быть разработаны под заказ в юридических конторах, то есть, третьими лицами.
Основным требованием к проекту профессионального стандарта выступает соответствие положений разрабатываемого документа методическим указаниям Министерства труда РФ, макету шаблонного профстандарта, а также грамотное распределение квалификационных уровней в документе.
По факту формирования проекта стандарта, вместе с приложенными документами, его направляют в Минтруда РФ для рассмотрения и утверждения. Проект может быть отклонен, принят или направлен на доработку. Процесс формирования и принятия подобных стандартов фиксируется в ПП РФ №23 от 22.01.2013г.
Сферой применения профессиональных нормативов является рабочая деятельность трудоустроенных граждан. Они необходимы для описания норм рабочего процесса субъекта, а также требуемого уровня его опыта, практических навыков и образования.
В частности, квалификационные уровни описывают такие требования к сотруднику:
- наличие конкретных знаний и умений в соответствии с профилем профстандарта и должностью субъекта;
- необходимый уровень квалификации, которому отвечают должностные обязанности субъекта, а также его полномочия.
Корректировки трудового законодательства РФ в 2016-2017гг.
Уровни квалификации являются необходимым оценочным этапом при поступлении на работу. Соответствие им знаний субъекта является возможностью потенциального трудоустройства на желаемую должность.
Начиная с июля 2016 года, каждый сотрудник организации должен соответствовать профессиональным требованиям квалификационных уровней, если подобное закреплено в локальном нормативе или ТК РФ.
Впрочем, действие профстандартов не распространяется на перечень специальностей, чья деятельность не связана с получением льгот. Также регламент стандартов не распространяется на те профессии, чьи трудовые функции не имеют четкого описания в каком-либо законодательном акте. Так, для государственных работников соответствие стандартам обязательно, для большинства коммерческих структур – данное правило носит рекомендательный характер.
Любая коммерческая компания вправе разработать местные нормативные документы или должностные инструкции на основе государственного профессионального стандарта в соответствии с потребностями предприятия.
Помимо этого, исходя из ПП РФ №23 от 22.01.2013г. для таких работодателей предусматривается право самостоятельно формировать стандарты. А с 01.01.2017г. управленец, если того требует сложившаяся ситуация в организации, может по собственной инициативе аттестовать подчиненного с целью определить уровень его текущей квалификации. Также в случае несоответствия квалификационному уровню занимаемой субъектом должности, лицо может быть направлено на курсы дополнительного образования.
Что означает уровень квалификации в профессиональном стандарте
При определении квалификации работника учитывается:
объем его профессиональных знаний;
стаж работы по определенной специальности (опыт работы);
уровень ответственности и полномочий.
В Приказе Минтруда № 148н квалификационная градация представлена в общем виде, то есть без учета особенностей отдельных профессий. Детально уровни квалификации прописываются в отраслевых и иных профстандартах, посвященных определенным видам деятельности – медицинской, образовательной, адвокатской и т.д. При их разработке квалификационные уровни, утвержденные Минтрудом, учитываются как минимальные требования к профессиональной «годности» работников. При необходимости или по желанию работодателя они могут быть повышены или уточнены.
Для детализации требований к мастерству сотрудника нередко вводится подуровень квалификации в профессиональном стандарте. Он конкретизирует трудовые функции, которые должен уметь выполнять работник. Например, квалификационные подуровни встречаются в Профессиональном стандарте педагогов профобучения (Приказ Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015):
подуровень 7.2 – преподавание учебных дисциплин будущим бакалаврам, магистрам, специалистам;
подуровень 7.3 – профессиональная поддержка студентов, участвующих в исследовательской или проектной деятельности;
подуровень 8.1. – разработка научно-методических материалов (учебных пособий) по соответствующим курсам.
Все они относятся к трудовым функциям 8-го уровня квалификации, которые определены как преподавание по программам бакалавриата / специалитета / магистратуры или дополнительного образования.
Как определить разряд рабочего
Если работник в первый раз устраивается на работу и у него есть документ о полученном образовании, подтверждающий уровень теоретической и профессиональной подготовки рабочего, то в этом случае тарифный разряд такому сотруднику присваивается на основании этого документа об образовании. Так как разряд, указанный в документе о полученном образовании, уже подтвержден государственной квалификационной комиссией образовательного учреждения и результатами квалификационных экзаменов, то присвоенный разряд следует проставить в кадровых документах о приеме на работу (такими документами являются: приказ о приеме на работу, трудовой договор, трудовая книжка, личная карточка работника).
Если сотрудник в первый раз устраивается на работу, но у работника нет документа о полученном образовании, то в этом случае такому рабочему присваивается низший разряд. Это может быть 1-й или 2-й разряд.
Чтобы выбрать соответствующий разряд следует:
в Единым тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС), выбрать отрасль, выпуск ЕТКС, профессию, характеристики работ 1-го и 2-го разряда;
сравнить эту информацию с работой, которая будет поручена этому работнику;
присвоить разряд -1-й или 2-ой;
проставить тарифный разряд в кадровых документах о приеме на работу.
В дальнейшем процедура повышения разряда рабочему и соответственно привлечение сотрудника к выполнению более сложной работы будет уже производиться в процессе трудовой деятельности этого работника.
Если возникает необходимость определить разряд рабочего без документа об образовании, но при наличии стажа работы по данной профессии, то в этом случае следует изучить запись в трудовой книжке работника с предыдущего места работы. При приеме на работу разряд такому рабочему присваивается на основании этой записи в трудовой книжке работника.
Как правильно составить раздел «Квалификация» в резюме
Однако если он представляет собой громоздкий абзац неясных рассуждений, любой специалист по подбору персонала, которому необходимо узнать о сильных сторонах кандидата, пропустит его. Поэтому необходимо, чтобы этот раздел было легко и приятно читать.
Честно говоря, нет никаких правил составления раздела «Квалификация». Его цель – подчеркнуть впечатляющие детали, которые будут менее очевидны в других частях резюме. Примеры важных достижений соискателя сразу обратят на себя внимания работника по кадрам, и он будет читать резюме с интересом, а не потому, что это его обязанность.
Ниже приведены элементы, которые вы можете включить раздел «Квалификация» в зависимости от длины резюме и свободного места.
- Короткое знакомство с личностью соискателя и/или его послужным списком.
- Ключевые знания и навыки. Это не самый лучший способ заполнить свободное пространство одностраничного документа. Если вы все-таки решили добавить такую информацию, сделайте акцент на ключевых словах, на которые обратят внимание специалисты по персоналу в вашей сфере, избегайте технического жаргона и аббревиатур.
- Достижения. Это весьма эффективный способ использовать свободное место.
- Важный опыт, связанный с желаемой должностью или программой. Особенно полезно, чтобы рассказать о проектах и достижениях в отдаленном прошлом, которые могут затеряться ближе к концу резюме.
- Рекомендации или похвалы из рекомендаций и характеристик, написанных начальниками и коллегами. В заявке на программу это не приветствуется, зато может повысить шансы получить приглашение на собеседование о работе.
Прежде, чем заполнить раздел «Квалификация», составьте остальные части резюме: профессиональный опыт, образование, дополнительная информация и т.д. Затем выпишите достижения и подробности, которые вы считаете особенно важными относительно желаемой должности или программы. Например:
Если за два года вас повышали три раза – на четыре года раньше, чем принято в вашей компании – это заинтересует приемную комиссию или отдел кадров.
- Если вы открыли новое предприятие в рамках вашей организации и успешно им руководите, об этом стоит написать вверху страницы.
- Если у вас есть уникальное качество, которое позволит вам добиться успеха в желаемой должности, и которое отличает вас от других кандидатов, укажите его.
- Если вы приобрели навыки, необходимые для желаемой должности, не забудьте о них.
Разработка и утверждение профессиональных стандартов
На основании данных, указанных в ФЗ №236 от 03.12.2012, трудовое законодательство пополнилось таким понятием, как профессиональный стандарт. Закон гласит, что по сути данное определение являет собой определенный перечень требований, которые предъявляются к сотрудникам определенных профессиональных категорий, необходимых для осуществления более качественной трудовой деятельности.
Профессиональный стандарт имеет гораздо более широкое понятие. Если работники без квалификации могут быть использованы на определенных участках работы, то отсутствие у них каких-либо стандартов работы приведет к тому, что в занимаемой должности наемному служащему будет отказано.
Таким образом, стандарты выступают в роли определенного связующего механизма между таким принципиальным понятием как обучение новому, а также уровень профессиональной подготовки, необходимый для применения всех полученных ранее навыков на практике.
Закон предусматривает, что обучение наемных сотрудников позволяет поднять их качество работы, производительность труда и сложность осуществляемых заданий. Ввиду этого закон определяет некие условия, при формировании которых стандарты будут представлять собой:
- некую систему, для которой обучение сотрудников на предприятии будет иметь менее важное значение, нежели реально существующий опыт работы наемного служащего;
- своеобразный механизм, основной целью которого будет установление более тесных связей между сферами образования и трудовой деятельности;
- детализированную систему, которая будет устанавливать некие ограничения и предъявлять минимальные требования к профессиональному уровню наемного служащего, который позволяет ему исполнять свои обязанности на предприятии.
Зачастую профстандарт напрямую оказывает влияние на такой фактор, как заработная плата. Чем более высокая производительность труда у сотрудника, и чем больше у него гарантий от социальных или государственных учреждений, тем выше будет его заработная плата.
Плюсы профессии кадровика
К положительным моментам можно отнести:
- Работа в офисе;
- Возможность карьерного роста и высокой заработной платы;
- Стабильный социальный пакет, включающий в себя все необходимые выплаты;
- Режим труда. В редких случаях могут возникнуть переработки. В основном, это стандартный график с фиксированными привычными выходными (субботой и воскресением), а так же нерабочими днями в государственные праздники. Чаще всего работа с 9:00 до 18:00, включающая в себя перерыв на обед;
- Чтобы устроиться на работу кадровиком, не нужно получать какое-то дополнительное образование. Работать в отделе кадров может человек, получивший педагогическое, юридическое или экономическое образование;
- Бумажная работа без особой подвижности. Работа не требует особых физических нагрузок. Это обычная работа в комфортном кабинете, в офисе с документацией, составление приказов, протоколов и служебных записок.
Присвоение квалификации специалисту по кадрам
Можно ли специалисту по кадрам со стажем работы три года присвоить квалификацию? Какие документы для этого нужны?
По-видимому, вопрос связан не просто с присвоением квалификации, а с возможностью повышения размера оплаты труда в связи с присвоением квалификации.
Согласно ч. 5 ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Профессиональный стандарт специалиста по кадрам пока не разработан (не удалось найти и его проект). Поэтому до его введения для определения необходимого объема знаний и умений специалиста по кадрам, его опыта, а также с целью составления должностных инструкций или проведения аттестации, работодатель может опираться на Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (в ред. от 12.02.2014; далее — Квалификационный справочник). Однако в этом документе интересующая нас должность не категорируется, и к специалисту по кадрам лишь одно требование: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
В то же время в Квалификационном справочнике установлены три уровня квалификации инженера по подготовке кадров:
- инженер по подготовке кадров I категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по подготовке кадров II категории не менее трех лет;
- инженер по подготовке кадров II категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по подготовке кадров либо других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее трех лет;
- инженер по подготовке кадров: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее трех лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее пяти лет.
Аналогичные требования к квалификации установлены Квалификационным справочником и по должности экономиста по труду.
Если рассуждать по аналогии, специалисту по кадрам со стажем работы три года можно присвоить II категорию.
Заметим, что муниципальные автономные учреждения вправе разрабатывать и применять свои тарифные ставки (оклады).
Инспектор по кадрам — должностные обязанности профстандарт 2020
При пересмотре обязанностей специалиста с учетом требований профстандарта, возникают некоторые нюансы, которые необходимо обязательно учесть. Изменения в инструкцию могут не скорректировать утвержденные ранее функции сотрудника, а значительно расширить их. А это приведет уже к существенным изменениям обязанностей сотрудника, что нарушает положения ст. 57, 60, 72 ТК РФ.
Статьи 57 60 и 72 ТК РФ
Вместе с тем уточнение функций, изменение требований к образованию, стажу работы не ведет к нарушению норм ТК РФ. При этом устанавливать новые требования к квалификации сотрудника работодатель не обязан.
Отметим, что в профстандарте требования к образованию специалиста изменяются в зависимости от уровня квалификации. Высшее образование в форме бакалавриата должен иметь специалист уже 6 уровня. Стаж работы не менее пяти лет в сфере управления персоналом требуется только для руководителя отдела и выше.
Виды повышения квалификации
Увеличение объема знаний, совершенствование профессиональных навыков полезно не только сотруднику, но и организации в целом. Повышение квалификации работников может быть:
- краткосрочным — преимущественно осуществляется по месту работы и занимает до 72 часов. Часто проводится в форме передачи знаний от высококвалифицированных кадров новичкам. После успешной сдачи экзамена сотрудникам выдаются свидетельства о повышении квалификации;
- среднесрочным — длительность курса насчитывает 72-100 часов. Применяется при внедрении на предприятии новых технологий, изменении или расширении сферы деятельности. Обучение проводится в форме семинаров, тренингов, активно привлекаются специалисты со стороны;
- длительным — повышение квалификации целесообразно для опытных сотрудников для выполнения практических задач с применением новых знаний. Возможно проведение с отрывом от профдеятельности, направление работников на обучение в другие города. При этом должность и зарплата сотрудников сохраняются.
Повышение квалификации может быть инициировано как работодателем, так и самим сотрудником. Необходимость и регулярность обучения зависит от намерений нанимателя и работника, а также от сферы деятельности. Например, регулярное расширение объема знаний и практических навыков необходимо и обязательно для педагогов, врачей, фармацевтов, транспортников. Они обязаны периодически подтверждать (повышать) квалификацию и профпригодность сертификатами и удостоверениями после прохождения курса обучения.
Какие существуют модели, чтобы оценить эффективность обучения персонала
Подходы к вопросу, как осуществляется оценка эффективности обучения сотрудников, у большинства компаний разнятся. Но почти все работодатели используют четырехуровневую модель американского исследователя Дональда Киркпатрика, описанную им в 1959 году в книге «Четыре ступеньки к успешному тренингу». Инструмент в настоящее время широко распространен и считается традиционным.
Проведенный HR-специалистами мониторинг методов анализа эффекта от подготовки сотрудников, применяемых на разных предприятиях, показал: чем больше уровней данной модели используется, тем сложнее становится процедура оценки. Трудоемкость оценочных мероприятий проведенных по методике с применением четвертого уровня модели Киркпатрика, превышает даже затраты на проведение всего цикла обучения. По признанию самого автора технологии, проведение оценки обучения на четвертом уровне не всегда целесообразно из-за ее высокой стоимости.
Другим американцем – Дж. Филипсом – в 1991 году был добавлен в модель Киркпатрика пятый уровень оценки – RОI (отдача от инвестиций в развитие сотрудников). На сегодняшний день его модель получила признание (ASTD) «Американская ассоциация тренинга и развития» и успешно используется по всему миру.
Раздел 1: Роль и значение квалификационных уровней
Квалификационные уровни являются важными инструментами в системе профессиональных квалификаций. Они позволяют установить иерархию и структуру различных профессиональных квалификаций, облегчают описание и сравнение уровней подготовки кадров.
Роли квалификационных уровней заключаются в следующем:
- Ориентация на общеобразовательные и специальные навыки: разделение профессиональных квалификаций на уровни позволяет учитывать глубину знаний и умений, что облегчает выбор квалификационной программы и формирование необходимых компетенций.
- Установление иерархии: квалификационные уровни позволяют установить хронологическую иерархию получения навыков и знаний. Это значит, что более высокий уровень подразумевает более глубокую и широкую осведомленность в области знаний и умений по сравнению с более низким уровнем.
- Объективизация оценки квалификаций: квалификационные уровни помогают объективно оценить уровень подготовки работника и присвоить соответствующую квалификацию. Это важный фактор при приеме на работу и при повышении в должности.
Значение квалификационных уровней проявляется в следующем:
- Стандартизация и систематизация: квалификационные уровни способствуют стандартизации профессиональных квалификаций и форматированию их описаний. Это упрощает понимание и сравнение различных квалификационных программ и облегчает выбор для студентов и работодателей.
- Универсальность: квалификационные уровни являются универсальными и применимыми для различных сфер деятельности. Они не ограничиваются конкретной областью и позволяют оценить квалификацию работника вне зависимости от области его деятельности.
- Мобильность: квалификационные уровни способствуют мобильности работников, так как позволяют оценить и сравнить квалификацию сотрудников из разных компаний. Это создает условия для перехода на работу в другую организацию или для повышения внутри компании.
В целом, квалификационные уровни играют важную роль в системе профессиональных квалификаций и являются инструментом для оценки уровня подготовки и квалификации работников.
Практическое применение квалификационных уровней
Квалификационные уровни профстандартов используются для формирования подобных документов для различных специальностей. Так, применение стандартов на предприятиях и в организациях существенно могут изменять принятую кадровую политику, а также изменять порядок труда конкретных подчиненных.
Также важно знать, что увольнение по причине «несоответствия требованиям профессионального стандарта» неправомерно. ТК РФ не предусматривает такого основания для лишения человека рабочего места. Однако одновременно с этим является запрещенным исполнение трудовых обязанностей тем работникам, чья квалификация не соответствует занимаемой должности.
Так, например, судебная практика показывает, что подобные случаи могут быть чреваты последствиями:
Описанная судебная практика числится за тот период времени, когда профессиональные стандарты только были введены. Однако подобные дела дают возможность спрогнозировать дальнейшую практику использования профстандартов в отношении квалификационных уровней.
Так, сведения об уровнях квалификации составляют важную информацию для нанимателя. В соответствии с этими данными, руководитель компании может нанимать на определенные должности только высококвалифицированных сотрудников. Помимо оптимизации деятельности это позволит избежать привлечения к ответственности и неправомерного трудового процесса.
Квалификационные уровни представляют собой часть профессионального стандарта. Они выражают уровень подготовки, которому должен соответствовать сотрудник для исполнения конкретных обязанностей и функций. При выявлении несоответствия подчиненного занимаемой им должности, руководителю необходимо направить субъекта на уровни повышения квалификации или перевести на менее трудную должность.
Квалификация работника — это уровень его подготовки для выполнения определенных служебных обязанностей. В квалификацию персонала входят знания, опыт работы, профессиональные навыки.
ПКГ и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к ПКГ утверждаются Минздравсоцразвития (ст. 144 ТК РФ).
Группы профессий и должностей утверждаются в пределах той или иной сферы деятельности. В настоящее время, к примеру, утверждены следующие ПКГ:
Сфера деятельности работников государственных и муниципальных учреждений | Приказ Минздравсоцразвития |
---|---|
Медицина и фармацевтика | от 06.08.2007 № 526 |
Образование | от 05.05.2008 № 216н |
Сельское хозяйство | от 17.07.2008 № 339н |
Печатные СМИ | от 18.07.2008 № 342н |
Физическая культура и спорт | от 27.02.2012 № 165н |
Кроме того, Минздравсоцразвития утверждены и ПКГ общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих (Приказ Минздравсоцразвития от 29.05.2008 № 247н) и общеотраслевых профессий рабочих (Приказ Минздравсоцразвития от 29.05.2008 № 248н). В этих справочниках профессиональных квалификационных групп должности и профессии приведены без привязки к определенной сфере деятельности государственного или муниципального учреждения.