Как правильно переключать скорости на механике

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно переключать скорости на механике». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Автомобили с АКПП и МКПП кардинально различаются при начале движения, в процессе и при остановке. Это обусловлено дополнительной педалью и необходимостью ручного переключения скоростей на механике. Само управление мало чем отличается, так как коробка передач за него не отвечает.

Для того, чтобы понять, как быстро научиться водить машину на механике, нужно разобраться в теоретической части. Управление автомобилем начинается не с практики, а с изучения сути работы механизмов, которые использует водитель.

МКПП — это не та вещь, в которой можно самостоятельно разобраться и просто сесть и поехать. Необходимо понять, за что отвечают педали, в какой последовательности, как и когда их нужно нажимать. Также важно понимать механику переключения передач.

Сцепление — это левая педаль, расположенная рядом с тормозом. Для нажатия на неё используется левая нога. Она отвечает только за сцепление. Правая нога нажимает на тормоз или на газ.

Коробка переключения передач на механике сильно отличается от автомата. Ручка для переключения МКПП называется кулисой. В отличие от автоматической коробки, водитель не видит положения включения передач. Из-за этого нужно уделить внимание запоминанию расположения скоростей, чтобы не путаться во время движения.

Для чего нужно переключать скорости на автомобиле

Чтобы уверенно управлять машиной на механике, нужно понять, как работает трансмиссия. Так называется комплекс механизмов, передающих крутящий момент от мотора к ведущим колесам.

В состав трансмиссии входит МКПП – коробка передач, внутри которой находятся валы с шестернями. С помощью рычага водитель переводит их в определенные положения, называемые передачами. При этом машина получает или большую тягу, или возможность быстрее ехать.

Согласно золотому правилу механики, выигрыш в усилии ведет к снижению скорости, поэтому водителю при езде на машине с МКПП приходится выбирать, каким показателем пожертвовать. Выбор зависит от условий, в которых движется автомобиль:

  1. При троганье и езде в гору важнее тяга, а не скорость – автомобилист включает первую-вторую передачу.
  2. На трассе важнее скорость – транспорт движется на максимально высоких передачах.
  3. Для остальных случаев тоже придется подбирать скоростной режим и тягу, а значит – делать выбор в пользу той или иной передачи.

Как перейти на повышенную передачу

Повышение передачи необходимо при переходе машины на более высокую скорость. Когда машина разгонится до рекомендуемой скорости, а показания тахометра достигнут 2–2,5 тыс. оборотов, переходите на повышенную передачу:

  1. Нажмите левой ногой на педаль сцепления и переведите рычаг переключения передач в нужное положение. Схема передач нарисована его на верхней части.
  2. Задержите ногу на педали на пару секунд и переведите на подставку.
  3. Добавьте газ.
  4. Продолжайте движение. Если решили ехать еще быстрее при достижении следующего скоростного порога или предела рабочих оборотов тахометра, переключитесь повторно.

Принцип переключения передач на механике

Принцип работы механической коробки основывается на соединениях между входным и выходным валом через сочетания шестеренок с разным количеством зубьев. Иными словами, работа двигателя происходит за счет изменения количества оборотов, регулируя усилие на ведущих колесах. Это позволяет добиться оптимального режима работы двигателя при начале движения, разгоне и снижении скорости. Принцип работы не зависит от привода, но в каждой модели будут свои особенности.

Механическая коробка предназначена для плавного и равномерного распределения крутящего элемента. МКПП включает в себя несколько передач, управление которыми происходит с помощью рычага. Связующим элементом между коробкой и двигателем является сцепление. Постоянно вращающийся коленчатый вал зацеплен с первичным валом коробки передач. А сцепление позволяет разъединять и соединять эти элементы, благодаря чему происходит движение.

Читайте также:  Кто имеет право на бесплатный проезд в Приморском крае в 2023 году

Преимущества и недостатки МКПП

Преимущества Недостатки
Стоимость и масса коробки ниже в сравнении с другими типами КПП Меньший уровень комфорта для водителя в сравнении с другими КПП
Высокие динамика разгона, топливная экономичность и КПД Утомляющий для водителя процесс переключения передач
Высокая надежность за счет простоты конструкции Необходимость периодической замены сцепления
Простое и недорогое обслуживание Более низкая плавность хода автомобиля в сравнении с другими типами КПП
Возможность более эффективного движения по бездорожью При неправильной эксплуатации повышенные нагрузки на ДВС

Как тронуться с места на автомобиле с МКПП

Вероятно, самая пугающая часть процесса обучения вождению машины на механике – это начало движения на первой передаче. Вам понадобится некоторое время, чтобы понять, как лучше отпускать сцепление и нажимать на газ, чтобы поймать тот самый оптимальный момент и начать движение.

Практиковаться лучше на пустой стоянке. Покрытие должно быть ровным, наличие каких-либо иных транспортных средств поблизости крайне нежелательно. Желательно, чтобы на переднем пассажирском кресле находился человек, который четко понимает и умеет правильно ездить на механике.

Нажмите на педали сцепления и тормоза, после чего запустите двигатель. Чтобы завести автомобиль с механической коробкой всегда нажимайте сцепление ещё до того как будете включать зажигание. Хотя держать правую ногу на педали тормоза при запуске мотора в машине на механике необязательно (как это делают в автомобилях с автоматической трансмиссией), эта привычка вам не помешает.

Левая нога полностью выжимает педаль сцепления, а правая нога нажимает на тормоз. Заводим машину.

Как правильно остановиться

Существует два способа остановки автомобиля на механике.

• Для замедления машины необходимо переключаться на более низкие передачи вплоть до второй, после чего нажимать на педаль тормоза.

• Нажать педаль сцепления и перевести рычаг КПП в нейтральное положение, после чего убрать левую ногу с педали сцепления и применять педаль тормоза по мере необходимости.

Хотя первый способ действительно можно использовать, это приведет к гораздо большему износу трансмиссии и сцепления. Гораздо легче использовать второй вариант. Переключение в нейтральное положение и работа с тормозами. Если вы не можете включить «нейтралку», не забывайте о том, что необходимо нажимать не только тормоз, но и сцепление, чтобы остановить автомобиль.

Как ездить задним ходом

Все автомобили имеют только одну заднюю передачу. Они легко и быстро разгоняются при переходе на неё. По этой причине следует внимательно следить за машиной, когда она двигается задом. Задняя передача на разных моделях машин не всегда включается одинаково. Прежде, чем начать движение, обязательно смотрят на то, как она активируется с помощью рычага. Обычно, чтобы перейти на заднюю езду, нажимают колечко или кнопку, которая находится на рычаге коробки передач. Перед тем, как поехать задом, автомобиль останавливают. Иначе коробка может сломаться. С помощью простой инструкции можно понять, как водить машину на механике пошагово при включении заднего хода:

  1. Заведённую машину перевести на нейтральную скорость. Поставить её на ручник, чтобы она не укатилась. Иногда, вместо ручника нажимают на тормоз.
  2. Выжать сцепление.
  3. Включить заднюю передачу.
  4. Опустить ручник/тормоз.
  5. Плавно убрать ногу со сцепления.

Правильное переключение во время движения

Часто встречаются ситуации, когда неопытные водители начинают переключаться, не набрав нужную скорость. В конечном итоге это губит не только трансмиссию, но и двигатель авто. При движении по трассам или магистралям переключение должно происходить плавно, передачи следует менять по мере увеличения скорости автомобиля.

У вас не должно быть цели достигнуть самой высшей передачи при маленькой скорости движения автомобиля, как и наоборот, постоянно ездить на высоких оборотах двигателя. Выбирать следует только нужную передачу, соответствующую текущей скорости движения автомобиля. Так как каждая передача имеет свой оптимальный скоростной режим, при котором двигатель работает наиболее эффективно и экономично.

Смотрим полезное видео, как переключать передачи по спидометру или тахометру во время движения:

Когда переключать передачи на механике

Давайте рассмотрим, когда нужно переключать передачу. Исходить мы будем из среднего скоростного диапазона (будет указываться примерная скорость и соответствующий номер передачи). Грамотным соотношением для 5-ступенчатой коробки передач считаются:

  • 1 передача — 0-20 км/ч
  • 2 передача — 20-40 км/ч
  • 3 передача — 40-60 км/ч
  • 4 передача — 60-80 км/ч
  • 5 передача — 80-100 км/ч
Читайте также:  Согласование и оформление в собственность мансард в Санкт-Петербурге (СПб)

Инструкция, когда переключать передачи автомобиля на механике

Внимание!
Все автомеханики мира не советуют включать 1 передачу и ездить на большой скорости. Если вы будете так делать, то в скором времени КПП начнет заметно шуметь, а после и вовсе выйдет из строя.. Заметьте, что все показатели являются усредненными, и при переключении необходимо ориентироваться также на другие факторы

К примеру, нужно учитывать состояние дорожного покрытия, также если автомобиль имеет груз, переключаться нужно будет немного раньше. Если же езде машины ничего не мешает, то вы вполне можете использовать вышеуказанную схему переключения

Заметьте, что все показатели являются усредненными, и при переключении необходимо ориентироваться также на другие факторы. К примеру, нужно учитывать состояние дорожного покрытия, также если автомобиль имеет груз, переключаться нужно будет немного раньше. Если же езде машины ничего не мешает, то вы вполне можете использовать вышеуказанную схему переключения.

При движении машины по гололёду, песку или щебенке необходимо осуществлять переключение передачи раньше или позже (все зависит от определенных условий). Например, если вы будете подниматься в гору, то переключение следует производить немного раньше. А если вы спускаетесь, то повысить передачу можно немного позже.

Другими словами, нам в любой момент может понадобиться разогнаться на нижней передаче, чтобы переключить на более высокую. Это делается для того, чтобы не допустить пробуксовки колес, не потерять сцепление с дорогой, снизить расход топлива, а также и по другим причинам.

Если обрисовать знания механической коробки в общем, то получается следующее:

  • Первая передача нужна для старта — чтобы сдвинуть машину с места.
  • Вторая требуется чтобы набрать разгон (иногда даже очень стремительный разгон) до 40-60 км/ч.
  • Третья передача превосходно подходит для осуществления обгона на скоростях 55-80 км/ч.
  • Четвертая передача дает возможность поддержания постоянной скорости.
  • Пятая передача — это самая эргономичная по расходу топлива, она позволяет двигаться машине по трассе на скорости в районе 100 км/ч.

В какой момент требуется переключить скорость?

Опытные автомобилисты знают, что при переключении скоростей лучше всего ориентироваться не по скорости, а по частоте оборотов.

Но существует и усредненное значение скоростей, при которых следует выбрать другую скорость:

  • Первая передача служит для трогания и движения со скоростью до 20 км/час.
  • Вторая передача включается при скорости от 20 до 40 км/час.
  • Третья передача подходит для скорости от 40 до 60 км/час.
  • Четвертую передачу необходимо включить при скорости движения от 60 до 80 км/час.
  • При скорости движения, превышающей 80 км/час необходимо включать пятую передачу.

Это средние значения, которые не учитывают прочие факторы езды, способные оказывать влияние на выбор скорости. Эта схема может быть использована для автомобилей, движущихся по ровной дороге, не осложненной какими-либо препятствиями.

Например, если дорога покрыта слоем глубокого снега, песком, или грязью, или уходит резко вверх, то переключать скорости рекомендуется позже, чем в указано в усредненной схеме.

Также для выбора передачи можно руководствоваться следующей схемой:

  • Первая передача – для трогания с места.
  • Вторая передача – для осуществления разгона.
  • Третья передача – для совершения обгона и езды в крутую гору.
  • Четвертая передача – для движения по городу.
  • Пятая передача – для езды по трассам и магистралям.

Правила переключения передач

Сразу дам основное правило того, КАК правильно переключать передачи: правильно переключать передачи нужно так, чтобы автомобиль шел максимально плавно, а люди в салоне не чувствовали никаких клевков, рывков и толчков в моменты переключения. И не верьте, когда говорят, что невозможно переключаться плавно на высоких оборотах двигателя или при интенсивном разгоне. Можно! Если у кого-то из ваших знакомых, кто это утверждает, машина дергается при переключениях – хоть на высоких оборотах, хоть при «газе в пол» – посоветуйте ему сменить прокладку. Между рулем и сиденьем, разумеется 🙂 Хотя, это не обязательно говорит о низком уровне водительского мастерства, вполне возможно, человек умеет переключаться плавно, просто не заморачивается.

И еще одно правило того, КОГДА переключать передачи: правильно переключать передачи не по спидометру, не по шуму двигателя и не по ругани сидящего рядом автоинструктора или пассажира, а руководствуясь показаниями тахометра. Напомню, что водитель переключает передачи для изменения оборотов двигателя и получения нужных ездовых качеств. Подробнее о тахометре и его показаниях, читайте в статье «Крутящий момент двигателя». А здесь я ограничусь конкретными значениями и рекомендациями: при каких показаниях тахометра следует включать ту или иную передачу.

Читайте также:  Какие и когда сдавать отчеты в ФНС в 2024 году: таблица и сроки

Как плавно переключать передачи на МКПП?

При переключении ступеней на механике, машина каждый раз теряет часть скорости. Нужно быстро переключать коробку передачи, но плавно, чтобы не заглох мотор. Кроме того, плавное переключение бережет ресурс сцепления, мотора и двигателя. Рассмотрим включение каждой ступени в отдельности:

  1. Чтобы включить плавно первую передачу с места, нужно – убедиться что коробка на нейтралке, выжать тормоза, выключить ручник, выжать сцепление, завести мотор, включить 1 скорость, отпустить тормоз, плавно отпустить сцепление, понемногу давить на акселератор для разгона;
  2. Переходить на вторую скорость автомобиля для плавного включения следует не ранее 15 км/час, при этом – выжимают сцепление, переключаются на вторую ступень, плавно отпускают выжатую педаль, добавляют газу;
  3. Чтобы правильно плавно включать 3 передачу, достигните на 2 ступени скорости 30+ км/час, потом те же манипуляции, что и в предыдущем случае, только включаете третью ступень;
  4. Включать плавно 4 передачу на механической коробке передач, следует когда машина разогналась до скорости 50-60, так же быстро и мягко работайте сцеплением и ручкой переключения;
  5. Пятая ступень включается после достижения транспортом скорости 75-80 км/час, все по той же схеме;

«Неправильное» переключение передач по ситуациям


В завершение остаётся только перечислить ситуации, когда переключать передачи на механике нужно, так сказать, «неправильно». То есть, невзирая на обороты двигателя, скорость и прочие факторы. Об этом тоже нужно знать, владея машиной с МКПП. Более того, этим всем приёмам необходимо учиться. Желательно до того, как их применение понадобится в реальных условиях.

В общем, вот эти нестандартные ситуации, требующие таких же методов обращения с МКПП:

  • При проезде через железнодорожные переезды переключаться категорически запрещено.
  • Манёвр под названием обгон нужно рассчитывать так, чтобы он целиком выполнялся на одной и той же передаче.
  • Если впереди крутой подъём, пониженную передачу лучше включить заранее.
  • Перед спуском с горки переключений тоже лучше избежать.
  • В гололёд безопаснее двигаться на более низких оборотах, чем положено, особенно, если у вас (вернее, у машины) задний привод.
  • Повороты, в том числе затяжные, также крайне рекомендуется проходить на какой-то одной передаче.
  • В гололёд предыдущий пункт воспринимаем не как рекомендацию, а как правило.
  • В случае необходимости резко и бодро ускориться бывает полезно переключиться на более низкую передачу, поддав оборотов столько, сколько может отдать двигатель.

Наименьшая скорость для переключения передач

Переключение передач на механической коробке передач требует внимания и определенных навыков от водителя. Оптимальные моменты для переключения передач зависят от скорости движения и характеристик автомобиля.

Наименьшая скорость, при которой следует переключать передачи, примерно составляет 15-20 километров в час. Эта скорость достигается обычно на первой передаче и подходит для маневрирования на узкой улице, в условиях пробок или при парковке. Переключение с первой на вторую передачу следует производить, когда автомобиль ускоряется и достигает примерно 20-30 километров в час.

Важно помнить, что скорости для переключения передач могут варьироваться в зависимости от типа и модели автомобиля. Некоторые автомобили могут иметь другие оптимальные скорости для переключения, поэтому рекомендуется проконсультироваться с руководством по эксплуатации конкретной модели или получить советы от профессионального инструктора вождения.

Передача Оптимальная скорость для переключения
1 15-20 км/ч
2 20-30 км/ч
3 30-40 км/ч
4 40-50 км/ч
5 50-60 км/ч

Вышеуказанные значения являются лишь рекомендациями и могут быть различными в зависимости от обстоятельств и условий дорожного движения. Важно слушать звук двигателя и ощущения при переключении передач, чтобы определить оптимальный момент для переключения. Постепенно, с опытом, водитель сможет лучше понимать особенности своего автомобиля и эффективно переключать передачи на различных скоростях.


Похожие записи:

Добавить комментарий